От Eddie Adams
Эдди Адамс (Eddie Adams, 1933- 19 сентября 2004) — американский фотограф известный своими
портретами знаменитых людей. Он фотографировал американских президентов от Никсона до Буша,
римского папу, Анвара Садата, Фиделя Кастро, Михаила Горбачева и многих других.
Его фотографии нередко украшали обложки модных журналов, его фоторепортажи печатались в
газетах по всему миру.
Мать Тереза
Президент Форд с женой
Луи Амстронг
Свою первую камеру Эдди Адамс купил в 1956 году. Это был Кодак и достался он Эдди за 24 доллара
95 центов. Да и эту сумму он не смог сразу выплатить, так что фотоаппарат пришлось брать в кредит.
«Я продал ему камеру за 2 доллара в неделю»,
— вспоминал хозяин магазина Луи Кавальер в 1991 году,
— «И он не заплатил последний взнос, так что я жду свои 2 доллара почти 35 лет».
Во время войны во Вьетнаме Эдди Адамс служил военным фотографом. С 1962 по 1980 год он работал
фотокорреспондентом для Associated Press. За это время он фотографировал тринадцать военных
конфликтов.
Самую знаменитую свою фотографию «Казнь военнопленного», принесшую ему Пулицеровскаю
премию Адамс сделал 1 февраля 1968 года. В основном его и помнят как автора этой единственного
снимка, хотя он сделал немало других прекрасных фотографий и фоторепортажей.
«Я бы предпочел, чтобы меня помнили за серию фотографий о сорока восьми вьетнамских
беженцах, которые умудрились добраться до Таиланда на девятиметровой лодке,
только для того чтобы быть отбуксированными обратно в открытое море тайскими
военными моряками», — говорил он, — «Этот фоторепортаж помог убедить
президента Картера помочь этим людям. Мои фотографии принесли реальную пользу».
Из серии фотографий о Вьетнаме
История знаменитой фотографии
«Казнь военнопленного»
1 февраля 1968 года американский фотограф
Эдди Адамс сделал знаменитую фотографию
«Казнь военнопленного»
Самый знаменитый снимок американского фотографа Эдди Адамса показывает, как бригадный генерал
вьетнамской армии Нгуен Нгок Лоан расстреливает пленного офицера армии Вьетконга.
Снимок конечно страшный и очень выразительный. Страх на лице военнопленного, величавое
спокойствие на лице палача. Сейчас грянет выстрел…
Эдди Адамс получил множество наград за этот снимок, среди которых Пулицеровская премия и
«World Press Photo award». Но позже он говорил, что жалеет о том, что сделал эту фотографию:
«Генерал убил вьетконговца; я убил генерала своей камерой. Простая фотография может стать
самым мощным оружием в мире. Люди верят им: но фотографии могут лгать, даже если над ними
не проводилось никаких манипуляций. Они говорят только часть правды».
Так в чем же заключается правда, о которой фотография предпочла умолчать? Прежде всего,
о личности «жертвы». Ван Лем был капитаном «отряда мстителей». Непосредственно перед
изображенным на фотографии событием он и его люди жестоко казнили группу жен, детей и
родственников офицеров полиции Южного Вьетнама. 34 убитых было найдено в канаве.
Он очень гордился содеянным, говорил о своем служении коммунистическим идеалам, хвастался,
что были уничтожены все люди из предварительно составленного им списка.
«Моя фотография ничего не говорит о том, что сделали бы Вы на месте генерала, если бы
поймали так называемого плохого парня убившего одного, двух или трех американцев»,
— восклицает Адамс.
Не знаю, что сделали бы американцы, но знаю, что делали русские солдаты, когда ловили,
скажем, полицаев во время Великой Отечественной Войны.
Нгуен Нгок Лоан
Ничего не рассказывает фотография и об другом персонаже снимка, генерале Лоане.
«Этот парень был настоящим героем», — вспоминал Эдди Адамс.
Позже, фотограф лично принес экс-генералу и его семье извинения за вред, который он
причинил им своей фотографией.
В 1975 году бывший генерал оставил Вьетнам и поселился в Виржинии, где открыл маленькую
пиццерию. Но фотография продолжала преследовать его: на двери его ресторанчика стали
появляться надписи типа «Мы знаем кто ты такой», «Убийца!» и так далее.
Бизнес пришлось закрыть. В 1998 году Нгуен Нгок Лоан умер от рака.
Не осталась в живых ни одного героя знаменитой фотографии; в 2004 году умер и ее создатель.
А фотография продолжает жить, продолжает рассказывать нам об ужасах войны
— хотя и не совсем честно.
Journal information