Жюльетт Рекамье
François Gérard, (1770–1837)
Portrait de Juliette Récamier / Портрет Жюльетт Рекамье ок. 1805
Музей Карнавале, Париж
Франсуа Паскаль Симон, барон Жерар (1770 - 1837) , был французским художником, родившимся в Риме.
Его популярность в качестве первого портретиста того времени началась с портрета мадам Мере в
1799 году. Представление о затребованности его как портретиста показывает количество портретов
выставляемых в салонах – в 1808 году их было восемь, а в 1810 уже не менее четырнадцати.
Все ведущие деятели империи, все самые знаменитые мужчины и женщины Европы желали иметь портрет
кисти Жерара.
Он был завален почестями - барон Империи в 1809 году, член Института 7 марта 1812 года, офицер
легионера, первый живописец короля - он работал уже опустошенный своей славой , грустный и
обескураженный. Рреволюция 1830 года усилила его депрессию и 11 января 1837 года, после трех
дней лихорадки, он умер.
Жанна Франсуаза Жюли Аделаида Рекамье (1777 - 1849 г.) ( Жюльетт) была французской светской
персоной, чей салон привлекал парижан из ведущих литературных и политических кругов начала 19 века.
Как символ неоклассицизма Рекамье была публичной личностью, которая считалась необыкновенной
красавицей, и ее слава быстро распространилась по всей Европе. Она подружилась со многими
интеллектуалами, её салон посещали лучшие художники того времени.
Jacques-Louis David, (1748–1825)
Portrait of Madame Récamier / Портрет мадам Рекамье, около 1800 г.
Louvre Museum
Жак-Луи-Жюль Давид, 1829-1886, был внуком очень влиятельного неоклассика Жака-Луи Давида.
Кроме того, Жюль Дэвид был историком искусства и одним из первых биографов своего деда.
Он учился в Школе изящных искусств у Когнета и Пико.
Жак-Луи Давид демонстрирует на этом портрете неоклассическую моду - откидываясь на диван в
простом платье в стиле ампир с почти голыми руками и короткими волосами "а-ля Титус". Он начал
писать этот портрет в мае 1800 года, но, возможно, оставил его незавершенным, когда узнал,
что Франсуа Жерару был тоже заказан портрет мадам Рекамье.
С другой стороны, многие портреты Дэвида имеют такой же голый фон. Поза лежащей фигуры,
оглядывающейся через плечо, была принята в 1814 году Энгром для его Большой одалиски .
Эта работа, предполагаемо Давида, могла быь этюдом к портрету из Лувра.
Attributed to Jacques-Louis David, (1748-1825)
Portrait of Juliette Recamier c. 1810
Уроженка Лиона, Жанна Франсуаза была единственным ребенком в семье советника и нотариуса короля.
Она получила образование в Couvent de la Déserte в Лионе, после чего ее семья переехала в Париж.
Прекрасная, образованная, любящая искусство и литературу и с любовью к литературе, Жюльетт
была застенчивая и скромная от природы.
Firmin Massot, (1766–1849)
Juliette Récamier / Джульетта Рекамье, ок. 1807
Museum of Fine Arts of Lyon
Фирмин Массо (1766 - 1849) был швейцарским портретистом.
Довольно маститый художник - в1799 году он был назначен директором «Школы искусств», а в
следующем году стал членом художественного общества. Он в своих портретах предпочитал
стиль, известный как "jusqu'aux genoux" (до колен)
После 1820 года многие из его портретов были сделаны в сотрудничестве с пейзажистом Вольфганг-Адамом
Тёффером и художником-анималистом Жаком-Лораном Агассе в основном для состоятельных клиентов,
Массо рисовал фигуры, в то время как его партнеры заполняли фоны различными реквизитами, которые
символизировали сиделку.
Среди его заказчиков было много выдающихся женщин, в том числе мадам Рекамье , императрица Жозефина
и королева Гортензия. Его сестра Пернетт также была художником и гравером и иногда упоминается как
его первая учительница.
Почти конца июльской монархии салон Жюльетты в Париже был одним из главных мест литературного и
политического общества, которое считалось модным и современным. Среди завсегдатаев ее дома были
многие бывшие роялисты и другие, более или менее недовольные правительством. Это обстоятельство,
наряду с ее отказом выступить в качестве фаворита супруги императрицы Жозефины де Божарн и ее
дружбы с Жермен де Сталь, навлекало на неё подозрения.
В конце концов она была выслана из Парижа по приказу Наполеона I. После недолгого пребывания в
родном Лионе она отправилась в Рим и, наконец, в Неаполь.
В более поздние годы она потеряла большую часть того, что осталось от ее состояния; но она
продолжала принимать посетителей в своей квартире в Abbaye-aux-Bois.
Continental School / Континентальная Школа
PORTRAIT OF A LADY, CALLED MADAME RÉCAMIER / Портрет леди, приписываемый мадам Рекамье
Private collection
Континентальная школа 19-го века состояла из группы художников, работающих в этом регионе в
тот период. Работы, определенные этой группой, регулярно появляются на аукционах.
Несмотря на старость, плохое здоровье, частичную слепоту и ограниченные обстоятельства, Жюльетт
Рекамье никогда не теряла своей привлекательности.
В 1849 году Жюльетт Рекамье умерла в Париже от холеры в возрасте 71 года.
Она была прототипом двух немых фильмов. Немецкий фильм 1920 года « Мадам Рекамье» с Ферн Андрой
в главной роли и французский фильм 1928 года « Мадам Рекамье» .
Journal information