Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Баку в изобразительном искусстве

Ушли от моря горы,
Жажду утолив.
И лег на берег город,
Охватив залив.

Смотрите ранее: Баку в изобразительном искусстве

Гагарин Григорий Григорьевич — художник-любитель, род. 29 апреля 1810 г., до 13-летнего возраста находился при своих родителях в Париже и Риме, а потом учился в коллегии Толомеи, в Сиене. По окончании коллегии в 1826 г. работал при российских посольствах в Париже, Риме и Константинополе; в течение 2 лет занимал должность секретаря при посольстве в Мюнхене.




Возвратившись в 1839 г. в Петербург, вскоре отправился на Кавказ, где принимал личное участие в военных действиях. В 1841 г. был перечислен в военную службу, в 1842 году участвовал в экспедиции кн. Чернышева в Дагестан. В 1848 г. прикомандирован к князю Воронцову. В 1855 г. назначен при великой княгине Марии Николаевне, как президент Академии художеств. В 1858 году произведен в генерал-майоры, а в 1859 г. был вице-президентом Академии, в 1864 г. перечислен снова на гражданскую службу, с чином тайного советника. Должность вице-президента Академии занимал до 1872 г. Г.Г.Гагарин в течение 10 лет (с небольшими перерывами) жил на Кавказе.
После отъезда Г.Г.Гагарин издает альбомы «Живописный Кавказ» и «Костюмы Кавказа», ставшие известными в России и за границей и показавшие, большей частью, мирный Кавказ.



Во время пребывания на Кавказе, художник часто приезжал в Баку, Гянджу (Елисаветполь) и Шемаху. Среди многочисленных его рисунков, хранящихся в Русском Музее в Петербурге, значительное место занимают работы, посвященные Азербайджану.
В художественном наследии Гагарина большой интерес представляют архитектурные зарисовки исторических памятников, их внешнего вида и интерьеров. В этом смысле художник был полностью профессионально подготовлен. В 1830 г. он получил основы архитектурного образования в Париже, а затем практиковал штудирование и зарисовки памятников старины. Эти его знания и отразились на высоком качестве как беглых рисунков, так и тщательно исполненных акварелей, отображающих памятники азербайджанской архитектуры.




Ханский дворец.Баку. 1843

Гагарина привлекают все достопримечательности азербайджанской архитектуры – отдельные детали, классические памятники, целые комплексы – большие и малые, развалины, культовые сооружения, жилые дома и т.д.




Огнепоклонники-гебры у храма Атеч-Га на Апшеронском полуострове

Современники Гагарина связывали культ поклонения огню с Индией. В действительности зороастризм, одним из проявлений которого было поклонение огню, - религия древних народов Центральной Азии. В VII веке, в связи с завоеванием этих стран арабами и исламизацией, зороастризм был вытеснен, в том числе в Индию, где его последователи стали называться парсами, в то время как немногие огнепоклонники, сохранившиеся в Персии, получили наименование гебров.




Огнепоклонник-герб.Баку. 1840-47

Картина Гагарина, основанная на натурных зарисовках, - важное историческое свидетельство этого культа на территории Азербайджана и уникальное изображение храма Атеч-Га с высокими башнями и нефтяными факелами над ними.

Социальная характеристика и правильное отражение в деталях одежды характеризуют его однофигурные портреты жителей различных регионов Азербайджана. Таковы его зарисовки шекинцев, губинцев, борчалинцев, бакинского бека, карабахского бека и многие другие.
















Акварели Гагарина отличаются изысканным колоритом – многочисленными градациями охры и нескольких колористических акцентов зеленого в растительности, белого и алого в одеяниях.

Источник: Наш Баку - История Баку и бакинцев


Tags: Баку в живописи, искусство, история
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments