"Гумилёв, сын Гумилёва"- 7
Лев Николаевич Гумилев
Сын Анны Ахматовой и Николая Гумилева
Василий Никифорович Абросов, друг и единомышленник Л. Гумилева, «ни разу не покидавший в беде». Их знакомство состоялось в Туруханске и продолжалось более 30 лет.
С Василием Никифоровичем Абросовым, ихтиологом и лимнологом (озероведом), Гумилев познакомился еще в сороковые годы. Переписываться они начали после того, как Абросов благоразумно покинул опасный Ленинград и поселился в спокойном Торопце, а затем - в Великих Луках. В конце 1954 года их переписка возобновилась. Гумилев был убежденным сторонником географического детерминизма и пытался выяснить динамику усыхания и увлажнения степей, чтобы сопоставить ее с историей кочевых народов. Абросов бескорыстно помогал ему, составлял извлечения из необходимых книг и реферативные справки, консультировал своего друга-историка. Именно в письмах к «другу Васе» Гумилев поднял проблемы, которыми он будет заниматься в 1960-е.
Автограф письма В. Н. Абросову.
Вероятно, и Лев Гумилев не смог бы открыть Хазарию, если бы не дружба с Василием Никифоровичем Абросовым.
Это был крупный, нелепый, однорукий человек, как говорят, очень добрый, стеснительный, скромный. Сергей Лавров писал о нем с восхищением как о бескорыстном труженике, преданном науке и совершенно не интересовавшемся почестями, званиями, славой. Абросов не защитил диссертации, более того, у этого ученого-самоучки даже не было высшего образования: он окончил рыбохозяйственный техникум.
Ближайший друг Гумилева, только он, кроме Эммы Герштейн, Анны Ахматовой и Натальи Варбанец, в лагерные годы поддерживал с Гумилевым постоянную переписку. До ареста Лев Николаевич успел познакомить Абросова с Ахматовой. С тех пор «Друг Вася» стал время от времени появляться и в Фонтанном Доме. Даже после своего переезда в Торопец, а потом в Великие Луки (ленинградской квартиры у Абросова не было) он поддерживал дружбу с Ахматовой, всякий раз приезжая в Ленинград, заходил к ней в гости. Ахматова подарила ему один Из своих сборников с подписью: «В.Н.А. Лучшему другу нашей семьи с самыми светлыми чувствами. Ахматова. 13 янв. Ленинград».
Крепостная стена. Дербент. Рисунок Г. М. Прохорова.
Летом 1961-го Гумилев решил подтвердить гипотезу Абросова новыми полевыми исследованиями и после раскопок в дельте Волги отправиться в Дербент. Этот древний город в юго-восточном Дагестане много лет был пограничным. Арабы называли его Баб-эль-абваб — «Большие ворота». Эти ворота держали на замке.
Источник – Сергея Станиславовича Белякова
"Гумилёв, сын Гумилёва". Москва, "АСТ". 2013 год.
Journal information
- Current price50 LJ Tokens
- Social capital1 681
- Friends of
- Duration24 hours
- Minimal stake50 LJT
- View all available promo