Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Category:

Рабин, Оскар Яковлевич

Оскар Яковлевич Рабин (2 января 1928, Москва - 7 ноября 2018, Париж) — российский и французский художник.


Родился 2 января 1928 года в Москве. С 1946 по 1948 год учился в Рижской Академии художеств, в 1948–1949 годах
— в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова, откуда был вскоре исключен «за формализм».
В конце 1950-х годов вместе с Е. и Л. Кропивницкими стал основателем неофициальной художественной группы «Лианозово».





Оскар Рабин находился у истоков нон-конформизма.
Рабин был инициатором и одним из главных организаторов выставки работ художников-нонконформистов весной 1974 года
на пустыре в Беляево, т.н. «бульдозерной выставки». В 1978 году эмигрировал во Францию. Советского гражданства Рабин
был лишён специальным постановлением Президиума Верховного Совета СССР. Живет в Париже.
Семья
Валентина Кропивницкая (1924—2008) — художник, жена.
Александр Рабин (1952—1994) — художник, сын.
Кропивницкая, Екатерина (1949) — дочь.




Семь лет, с 58-го по 65-й, его барак в Лианозове был неофициальным центром московской культурной жизни.
Мы видим этот барак, эту эпоху в его работах, так неполюбившихся в того время официозу.





Лаконичность формы, скупость цвета. Натюрморт и пейзаж в рамках одного полотна. Это узнаваемый стиль Рабина.
Суровая реальность, распахнутая настежь. Именно это неподкупная правда жизни, воспринимавшееся
коммунистическими властями как диссидентство, освобождение от уз соцреализма стало причиной лишения
Оскара Рабина советского гражданства.





Оскар Рабин. ''Пьяная кукла''.


Три жизни. Ретроспектива". "Три жизни" – название книги воспоминаний Рабина, вышедшей в Париже в 86-м.
Это жизнь до смерти вождя, с 1953 и до 1978-го, когда уехавшую во Францию по турвизе семью художника
лишили гражданства, и парижский период. В 2008-м этот период насчитал 30 лет.





Оскар Рабин. Мои три жизни:


Первая жизнь - с моего рождения и до смерти Сталина, поскольку от этого тирана зависела и моя жизнь,
и жизнь всех людей в стране Советов. И, конечно, при нем я бы не стал художником, так как те способности,
которые мне Бог дал, никак не соответствовали культуре и искусству сталинского пошиба.





Разрушенный город

После смерти Сталина началась моя вторая жизнь, и в этой второй жизни я смог проявить себя и
реализовать, как художник, не кривя душой и не подделываясь под официальное искусство.
Ведь если бы я хотел подделываться под официальное искусство, у меня все равно ничего бы не
вышло, потому что я не умею рисовать иначе, чем так, как у меня получается.






Оскар Рабин. Жизнь, Смерть, Любовь 1975

Эта жизнь продолжилась до 1978г., когда я оказался невольным эмигрантом в Париже, уже сложившимся
художником со своим мировоззрением, со своей манерой письма.

Вот уже 30 лет, в моей третьей жизни я имею возможность спокойно работать и заниматься своим
призванием, опираясь на творческий багаж, который был найден и сформирован в России.





Первый осколок рабинской барачной лирики– знаменитая "Помойка #8" 1959 года.

"Помойка #8" – центр и черная дыра покосившегося мироздания с извечной бутылкой водки и селедкой
(достойной, кстати, лучших натюрмортов Петрова-Водкина). И то, и другое – на все случаи.





Помойка, переросшая по размерам лачугу и подпирающая кривой скелет столба линий электропередачи.
Тоскливая серость реальности, увиденная в расширенный глазок "другого" искусства.

В заметках о художественной жизни 60-70-х Илья Кабаков писал, что

"мысль, куда пойти... в 60-е годы означала – к Оскару Рабину, мастерская которого всегда была
открыта, и он очень спокойно, почти бухгалтерски-методично, отстраненно "показывал".


Барак художественного подполья, куда приходили поэты и художники, чтобы свободно говорить и смотреть.





Полковой военный оркестр, собравшийся вокруг Евгения Кропивницкого, кружок, "Лианозовская группа".
"Бульдозерная" выставка и показ того же 74-го года в Измайлово, арест 77-го за тунеядство, госпремия
"Инновация" 2006-го "За творческий вклад в развитие современного искусства" – все это про Рабина.





Предметный мир Оскара Рабина состоит из сугубо подсобных материалов – лампочек, рубликов,
бутылок, газетных вырезок, самоваров и примусов, портретных вклеек и скромных цветочных букетов.
Как бы случайно рассыпанных, кем-то позабытых, молчаливо смотрящих и подсмотренных Рабиным.





Он осваивает коммунистически-коммунальный мир вокруг себя через частное (детали), которое
становится выразителем общего: в барачном муравейнике стоит бутылка, сквозь нее, в ней виден мир лачуг.





Через снятие границ между низким и высоким: так появляются "Улица имени Пресвят. Богородицы" или
"Пермский Христос в Лианозово", где возле барака сидит деревянный пригорюнившийся Христос,
а рядом валяется банка килек.





Если есть в этом мире иконы, есть в нем и "Мадонна Лита Лианозовская", и автопортрет с женой в костюмах
ренессансных аристократов,





и "Трефовый автопортрет",




и "гимн" "Столичной" или "Московской",







. Поселившись в 1978 году в Париже, он обрел там новое дыхание и международное признание.

Тяжелая судьба Оскара Яковлевича и его творческой династии поистине трагична, долгие годы
диссидентства и трагическая потеря единственного сына, наложили отпечаток на жизнь художника,
но не сломили его, ведь с ним всегда была его Муза и жена Валентина Кропивницкая.





Пресловутый паспорт – документ, факт биографии – становится артефактом. Написанный в 2007-м
триптих проводит по улице с обмякшим забором от советского к французскому – и к российскому паспорту.
Оставшемуся в 78-м в вынужденной эмиграции художнику на родине гражданство вернули в 1990 году,
а новый паспорт выдали только в 2006-м...





"Не извращать советскую действительность" – называлась одна из статей против Оскара Рабина и его
друзей-художников. А он на нее просто смотрел. СССР: унылая серость. Крыши хибар. И – как утверждает
сам художник – отсутствие ностальгической болезни.





Оскар Рабин.Скрипка и ромашки 1971

Творчество Оскара Рабина - это переплетение жанров и художественных приемов, в картинах использованы
элементы коллажа и ассамбляжа. Драматургия произведений подчеркнута хронологическими заметками
- обрывками газет и документов, наклеек и этикеток.





Почитатели работ Оскара Яковлевича отмечают и ценят умение автора очень точно передавать через
пейзажи и натюрморты не простые изображения предметов и мест, а свои эмоции и впечатление к увиденному.





Творчество Рабина, сочетающее в себе черты великих художественных течений ХХ века — экспрессионизма,
кубизма, конструктивизма, является в высшей степени гуманистичным.


Tags: #8, андеграунд, живопись
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments