Прусские революционеры

Они  перевернули мировую духовную историю


В соотношении к своему малочисленному населению, Пруссия подарила миру непропорционально большое число личностей национального и мирового масштаба. Более того, самые великие сыны Восточной и Западной Пруссии - Коперник, Кант, Гердер и Шопенгауэр, послужили самому значительному после Реставрации Мартина Лютера перевороту в духовной истории.

Ян Матейко. "Коперник. Разговор с Богом"

Николай Коперник (1473 -1543)- учёный, оказавший наибольшее в истории влияние на человечество, был родом из Торуни (нем. Thorn). Город принадлежал Ордену и был передан Польше в 1466 г. по второму Торуньскому мирному договору. Между немцами и поляками по сей день продолжаются споры, был ли Коперник немцем или поляком. Бесспорно одно: он был "этническим" немцем, что в настоящее время признаёт даже польская Википедия.
 

Коперник опровергнул обоснованное библией утверждение о том, что Земля находится в центре вселенной. И совершил, таким образом, духовный  поворот в представлениях человека о самом себе, который мы, в некотором смысле, и по сей день не осознали до конца. Мы, человечество, не хотим верить в то, что мы всего лишь пылинка, а то и того меньше, во вселенной. Однако после Коперника и следовавших за ним учёных, это осознание стало неизбежным. Изгнание нашей планеты из центра вселенной и, как следствие, человека с вершины творения, стало пожалуй наиболее важным и имевшим наибольшие последствия научным открытием, когда-либо сделанным человеком.


Иммануил Кант
 

Иммануил Кант (1724 - 1804) в принципе, совершил тоже самое в философии, что и Коперник в астрономии. "Критика чистого разума" описывает основы человеческого познания и вместе с тем границы того, что человек вообще может познать. Кант пришёл к выводу, что для человека познаваемо лишь то, что он может осмыслить с помощью своего разума. Но мы не знаем, истинно ли это, или за этим скрывается другая, "настоящая" правда, истина в себе. Таким образом, Кант отсылает человека к самому себе и к своему собственному разуму. Он не отрицает бога, но утверждает, что существование его недоказуемо при помощи обычных доводов разума. Широко известна его фраза: " Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он пребывает по собственной вине. Имей мужество воспользоваться свои собственным разумом!"
Философия Канта имела огромное влияние. В принципе, каждая мысль, сформулированная после него, несла отпечаток его озарений.


Иоганн Готфрид Гердер
 

Третий революционер - Иоганн Готфрид Гердер (1744 - 1803). 

Иоганн Готфрид Гердер — выдающийся немецкий историк культуры, создатель исторического понимания искусства, считавший своей задачей "все рассматривать с точки зрения духа своего времени". Родился в маленьком городке Морунген, в окрестностях Кёнигсберга. Окончил богословский факультет Кёнигсбергского университета. В родной Пруссии ему угрожала рекрутчина, поэтому в 1764 году Гердер уехал в Ригу, где занял место преподавателя в соборной школе, позже — пасторского адъюнкта. В Риге начал литературную деятельность. В 1776 благодаря стараниям Гёте, переселился в Веймар, где жил и умер в 1803 году. В Риге именем Гердера названы площадь в старом городе и школа.

В немецком восприятии он стоит позади наших великих поэтов. В международном признании, даже скорее впереди них. Степенью его всемирной известности могло бы служить количество строк, посвящённых ему в энциклопедии "Британника". Англичанину Чарльзу Дарвину отведено пять строк, столько же, сколько и немцу Гердеру. Для сравнения: Канту отдано 11 строк и он, таким образом, также "знаменит" как и Иоганн Вольфганг фон Гёте. Здесь не удастся воздать должное всем произведениям Гердера, однако, можно привести один абзац из "Британники": все работы Гердера, без исключения, это эволюция мысли. Гердер реализует эту мысль во многих духовно- исторических течениях Германии и других наций. Эти идеи он с успехом применяет во многих других областях духовного развития. 

Он начал с эволюции поэзии, затем перейдя к ходу развития истории человечества и способам представления человека о самом себе. Он создал своё понятие о языках, обычаях, религии и поэзии, о сущности и развитии искусства и науки, о происхождении народов и исторических процессах. Разум и свободу он считает продуктами "естественного" первоначального языка, религию - высшим выражением человеческой гуманности. Различные природные, исторические, социальные и психологические условия ведут к многослойной дифференциации народов, которые различны, но, тем не менее, равноценны. Гердер оценивает мир также, как и Гёте (именно под покровительством Гёте в Веймаре Гердер написал все свои работы) и таким образом становится проповедником того, что сегодня мы называем глобализацией.

 

Артур Шопенгауэр

Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) завершил философию Канта. Вера Канта в разум продолжает быть, в конце концов, пленённой верой в Бога. Шопенгауэр отвергает и веру в разум, как  способ трансцендентного существования. Его скептицизм подрубает не только веру, но и  религиозно-философские системы самоуспокоения. Мир и вселенная это феномены безрассудной вечности, а человек лишь часть её, но не её цель. Эту мысль Шопенгауэр находит в буддизме, который как систему он признаёт равноценной европейским мировоззрениям. Этим он разрушил евроцентризм философии и продолжил представления Гердера. Мировоззрение Шопенгауэра можно, в принципе, назвать "религией модерна".
 

Источник – Прусские революционеры

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.