Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Призрак розы



Теофиль Готье, Видение розы





Открой глаза и отпусти на волю
Пугливых снов и радость, и смятенье.
Я здесь, смотри, я снова здесь, с тобою,
Я – розы с платья бального виденье.
Еще в жемчужных капельках росы,
А может слёз ( о будущем? о прошлом?)
Тобою сорвана я для красы –
Весь вечер я тебе служила брошью,




И увядала на твоей груди .
Я знаю многих, кто такой награды
Желал. И ни на шаг не отходил,
И с завистью меня касался взглядом.
Я не ропщу – мне не о чем жалеть,
Виденьем легким над твоей кроватью
Из рук твоих я принимаю смерть
И растворяюсь в сладком аромате.

Благоухаю, словно я в раю,
Когда бы так другие умирали!
Судьбу недолговечную мою
Они несчастной назовут едва ли.
На алебастре памяти моей
Поэт оставит поцелуй и строки
Из эпитафии: Вот роза. Ей
Завидовали и цари, и боги.


(перевод с фр., Юлия Белохвостова)




Художник Жан Кокто


Музыка Карла Марии фон Вебера под управлением Гектора Берлиоза; либретто Жана-Луи
Водойера по стихотворению Теофиля Готье; комплекты и костюмы Леона Бакста; хореография
Мишеля Фокина; Премьера 19 апреля 1911 года, Театр Монте-Карло, Монте-Карло.
Музыкальной основой послужила пьеса Карла Марии фон Вебера
«Приглашение к танцу», написанная в 1819 году.


Сюжет: девушка возвращается домой после бала, в голове у нее еще звучит музыка, она
находится во власти пережитых ею эмоций и вдыхает аромат подаренной розы... Опустившись
в изнеможении в кресло, она засыпает. Через окно, вместе с легким ветерком, влетает Призрак
Розы. Он нежно подхватывает спящую девушку и увлекает ее в сомнамбулический танец....





Премьера балета "Призрак розы" ("Видение розы") в исполнении
Тамары Карсавиной и Вацлава Нижинского



В этом балете участвовали только два танцора, и Фокин описал интимную сцену как «крошечную
комнату, две стены которой сходятся в углу сцены, оставляя мало места для танцев.
Трудность заключалась в том, чтобы ограничить танец таким маленьким пространством ».

Танцоры в оригинальном актерском составе были двумя самыми уважаемыми танцорами
начала двадцатого века: Васлав Нижинский и Тамара Карсавина.





Фотография Васлава Нижинского в Le Spectre de la Rose, 1911


"Нижинский имеет преимущество: физическое совершенство, гармонию пропорций и такие
экстраординарные способности, чтобы быть в состоянии изогнуть свое тело так, дабы
выразить им самые разнообразные чувства"

Огюст Роден в газете Le Matin, 1912.





Costume de Léon Bakst


Призрачность балета была подчеркнута Леоном Бакстом, одевшим Нижинского, танцевавшего
Призрака розы, в трико, покрытое лилово-розовыми лепестками, а Карсавину — Девушку
— в длинное шелковое платье с воланом и капор, завязанный под подбородком длинными лентами.






Недаром Карсавину любил Николай Гумилев - поэт, который воспел ее чары в стихах:

Долго молили мы вас, но молили напрасно,
Вы улыбнулись и отказали бесстрастно.
Любит высокое небо и древние звезды поэт,
Часто он пишет баллады, но редко он ходит в балет.
Грустно пошел я домой, чтоб смотреть в глаза тишине,
Ритмы движений не бывших звенели и пели во мне...



Фокин писал:
"Spectre ни в одном движении не похож на обычного танцовщика, исполняющего для
удовольствия публики свои вариации. Это – дух. Это – мечта. Это – аромат розы, ласка
ее нежных лепестков, многое еще, для чего не найти определяющих слов, но это ни в
коем случае не "кавалер", не "партнер балерины". Техника рук в этом балете совершенно
отличная от правильных рук старого балета.
Руки живут, говорят, поют, а не исполняют "позиции".




Tags: балет
Subscribe

Posts from This Journal “балет” Tag

  • Танцы по всей Европе

    Датская прима-балерина Люсиль Гран Люсиль Гран, первая датская балерина, которая стала всемирно известной и танцевала на самых…

  • Настоящее Лебединое озеро

    Прима-балерина, у которой было настоящее Лебединое озеро Она была одной из величайших балерин всех времен, первая в мире гастролировал со…

  • Этот балет Баухауса .

    Путешествие в 1920-е годы На протяжении всей истории есть произведения искусства, которые выделяются как временные, и эта хореография,…

  • Балетки - 2

    © Дэрил Бэнкс Александра Данилова © Филипп Хальсман © Альфред Айзенштадт / журнал Life © Лоис Гринфилд © Жерар…

  • Балетки - 1

    DR © Андре Кертес © Альфред Айзенштадт / журнал Life © Филипп Хальсман Бриджит Бардо © Альфред Айзенштадт / журнал…

  • Портрет леди

    Isadora Duncan / Айседора Дункан Abraham Walkowitz, American, 1878-1965 Isadora Duncan / Айседора Дункан Частная коллекция Анжела…

  • Из поколения в поколение

    Огюст Вестрис Огюст Вестрис , автор Адели Романи, 1793 год. Музей RISD. На портрете мы видим молодого человека удивительно…

  • "Взбитые сливки"

    Гигантские головы и ожившие сладости В Вашингтоне представили спектакль «Взбитые сливки» — причудливую смесь сюрреалистической фантазии и…

  • Людовика XIV и балет

    В царствование Людовика XIV спектакли придворного балета достигали особого великолепия как в Париже, так и в Версальском дворце.…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments