Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Китайщина



Шинуазри


Шинуазри (от французского chinoiserie — китайщина, производная от chinois — китайский)
— жанр стилизации, подражающий произведениям искусства и архитектуры восточных
мастеров, одна из разновидностей ориентализма. Направление является европейской
интерпретацией и имитацией художественных традиций мастеров Китая и Восточной Азии,
преимущественно в декоративном искусстве, садовом дизайне, театре, музыке. Эстетика
шинуазри появилась в XVII веке и стала еще более популярна в XVIII-м благодаря активной
деятельности Ост-Индской торговой компании и торговле Европы со странами Дальнего Востока.






Характерные черты шинуазри


Стиль шинуазри тесно переплетается со стилем рококо: оба характеризуются обильным
декором, асимметрией, акцентом на материалы, а также стилизованным характером и
тематикой приятного отдыха и наслаждений. Шинуазри фокусируется на предметах, которые
европейцы колониальной эпохи считали типичными для китайской культуры. Мастера
Англии и Италии, а позже и других европейских стран, повинуясь моде на восточную экзотику,
стали вольно использовать декоративные мотивы, присутствующие на мебели, фарфоровой
посуде и тканях, импортируемых из Китая. Затейливые узоры с драконами, фениксами,
цветами, восточными пейзажами можно было встретить на веерах и зонтах от солнца,
на табакерках, гобеленах и обоях.





Франсуа Буше. «Двор китайского императора». Музей искусств, Безансон


Импульсом для расцвета стиля шинуазри послужила иллюстрированная энциклопедия Китая,
составленная немецким монахом, ученым и изобретателем Афанасием Кирхером (1602 — 1680).
Его труд «China illustrata» — «Китай разъяснённый» — увидел свет в 1667 году в Амстердаме,
а в основу легли истории монахов-иезуитов, служивших в китайской миссии этого ордена.




Фронтиспис книги «China illustrata» Афанасия Кирхера. 1667.


Этот компилятивный обзор китайской, а также индийской культуры и традиций должен был,
в первую очередь, продемонстрировать распространенность христианства на Востоке
и отражал успехи Ордена иезуитов в миссионерской деятельности. Тем не менее, в нем нашлось
место животному и растительному миру, исследованиям древних памятников, образу жизни,
политической системе и другим аспектам жизни стран Востока. Богатые иллюстрации этого,
в целом, научного издания, привели к его большой популярности, и к концу года был издан
второй тираж. Два года спустя «Китай Разъясненный» в урезанном формате был
переведен на английский Джоном Огилви.




Чайный куст. Иллюстрация из «China monumentis» Афанасия Кирхнера: «A. Cia sive Te Herba». 1667.


Шинуазри: декор и фарфор


Китайский фарфор покорил европейских аристократов и стал несомненным признаком
богатства семьи. Изящная, легкая, красиво расписанная посуда стала неотъемлемой составляющей
чайных церемоний в каждой модной гостиной, а декоративные вазы украшали интерьеры
знати и королевских дворцов. В 1708 году в Саксонии был воспроизведен рецепт фарфора,
который до той поры считался величайшим китайским секретом, а в 1710 году в Мейсене
открылась первая фарфоровая фабрика. В первые годы работы мастера и художники
пользовались китайскими изделиями в качестве образцов, которые пользовались большим
спросом. Богатые люди стали собирать собственные коллекции фарфора.




Франсуа Буше. «Утреннее чаепитие»


Шинуазри в архитектуре


Первый значимый архитектурный комплекс в стиле шинуазри — Фарфоровый Трианон
(фр. Trianon de porcelaine) — был создан в 1670 году в деревушке Трианон, неподалеку от
Версаля, для короля Франции Людовика XIV. Легкие каркасные здания были облицованы
снаружи бело-синими керамическими плитками, расписанными в восточном стиле.
Предполагается, что такое решение было данью захватывающим рассказам из книги Кирхнера
о знаменитой фарфоровой башне Нанкина, которую считали восьмым чудом света.
Конечно же, плитки были из фаянса, кровлю украшали фаянсовые же расписные вазы и
фигуры амуров. Здания Трианона окружал прекрасный сад, очертания которого сохранились
до наших дней. Фарфоровый Трианон, приют Людовика XIV и его фаворитки маркизы де
Монтеспан, оказался недолговечным, и в 1687 году был снесен, а взамен был
выстроен Мраморный Трианон.




Вид на Фарфоровый трианон. Гравюра XVII века.




Фарфоровый трианон Людовика XIV.




Фарфоровый трианон Людовика XIV.


Причуда французского короля быстро распространилась по европейским монаршим дворам.
С той поры практически в каждой королевской резиденции обязательно была своя «китайская
комната», гостиная или кабинет. Шинуазри сочетали с барокко и рококо, элементы декора
богато золотили или лакировали, украшали инкрустациями и резьбой. Классическим
цветовым решением был бело-синий, восточные фигуры и мотивы объединялись в
ассиметричные композиции с присущей восточным художникам плоскостной
отработкой перспективы.




Летняя резиденция испанских королей, Фарфоровая комната, Аранхуэс.
Создана в 1770 году для короля Карлоса III. Архитектор Джузеппе Гриччи.





Китайский чайный домик в парке дворца Сан-Суси, Потсдам.
Построен по приказу прусского короля Фридриха Великого для его летней резиденции.
Архитектор Иоганн Готтфрид Бюринг. 1755-1764 гг.






Интерьер Китайского чайного домика в парке дворца Сан-Суси, Потсдам.
Фото: GETTY IMAGE/FOTOBANK; AKG/EASTNEWS; CORBIS/RPG;
FRITZ VON DER SCHULENBURG; DEIDI VON SCHAEWEN; THE ART ARCHIVE





Дворец Шенбрунн, “Комната лакированных панелей”.
Была создана декоратором Изидоро Марчелло Каневале для императрицы Марии Терезии
в 1770 году в память о покойном супруге, Франце Стефане Лотарингском.






Шато де Груссе, Франция. Китайская пагода.
Поместье построено для герцогини де Шаро в 1825 году.





Шато де Груссе, павильон "Турецкая палатка".




Шато де Груссе, павильон "Турецкая палатка", интерьер.


Уильям Чемберс (1723−1796), сын торговца из Шотландии, подробно изучил китайскую
архитектуру во время трех торговых поездок в Китай, которые осуществил в 1740-х годах
вместе со Шведской Ост-Индской компанией. Став архитектором, Чемберс удачно адаптировал
свои идеи к английскому стилю Палладио и стал главным архитектором истеблишмента.
Его дружба с Георгом III привела к тому, что он в конечном итоге стал Контролером и
Генеральным инспектором — по сути, архитектором Короны. Чемберс стал первым
европейцем, который провел методические исследования китайской архитектуры и
опубликовал их в своей оригинальной работе «Проекты китайских зданий, мебели, платьев,
машин и посуды». Наиболее известным сохранившимся зданием, созданным Чемберсом,
является пагода в Королевском ботаническом саду Кью.





Архитектурный комплекс в Королевских ботанических садах Кью:
китайская пагода, турецкая мечеть, альгамбра.
Архитектор Уильям Чамберс (1723−1796).



Пагода Чемберса имеет высоту почти 50 метров и была построена в разгар интереса
европейцев к культуре Дальнего Востока. Строительство 10-этажной пагоды продолжалось
меньше года, а ее высота была такой ошеломительной, что современники Чемберса частенько
задавались вопросом, сможет ли она устоять в принципе. Углы крыши украшали 80 резных
драконов, которые через несколько лет были убраны, так как дерево сгнило. В 2018 году, после
реконструкции, драконов вернули на крыши пагоды — верхние фигуры были выполнены
на 3D-принтере, а нижние 8 фигур были вырезаны вручную английскими мастерами.




Большая пагода в Королевских ботанических садах Кью после реставрации в 2018 году.


Рококо, шинуазри и художники


В изобразительном искусстве стиль шинуазри наиболее широко представлен в работах
французских живописцев Антуана Ватто (1684 — 1721) и Франсуа Буше (1703 — 1770).
Произведения Ватто похожи на детали традиционной росписи по фарфору. Фантазийные,
похожие на версальские празднества, театрализованные картины Буше представляют
европейское представление о Китае, его жителях и традициях — рококо на восточный манер.




Дама с зонтиком. Рисунок
Франсуа Буше





Китайский музыкант и Китайская женщина. Парная картина
Антуан Ватто
1716



Шинуазри оказало большое влияние и на моду. Большим шиком стали платья из натурального
шелка. Восточные мотивы в платьях отражались не только в стилизованной вышивке, но и
в крое рукавов — так называемый рукав-пагода. Аристократки принимали гостей в туфельках
без задников — мюли, которые Мария-Антуанетта позже сделала обязательным
элементом повседневной моды.

На портрете жены художника Франсуа Буше — Мари-Жанне Бюзо — шинуазри есть
практически в каждой детали: рукава-пагода, туфельки-мюли, ширма в китайском стиле,
на стене — вычурная полочка с фарфоровым чайным комплектом и китайской статуэткой.




Портрет Мари-Жанне Бюзо, жены художника
Франсуа Буше
1743



Буше не только изображал яркие сцены из жизни Китая (на европейский, конечно же, манер),
но и обожал все восточное, а также коллекционировал диковинные оригинальные
декоративные вещицы из Китая и Японии. Его собрание было продано с аукциона в 1771 году,
через год после кончины художника. Он также создал коллекцию картонов в стиле
шинуазри для мануфактуры гобеленов Бове.




Франсуа Буше. Картон для гобелена «Китайская свадьба»


Мебельщик Чиппендейл в рамках шинуазри


Гениальный английский резчик по дереву, англичанин Томас Чиппендейл (1718 — 1779), был
знаменит не только своей мебелью, но и оставил потомкам «Руководство для дворянина и
краснодеревщика» — классическую книгу с гравюрами продукции собственной мастерской.
Мебель и картинные рамы Чиппендейла в стиле рококо с китайскими и готическими
элементами легли в основу «английского» рококо. Еще одна книга, повлиявшая на стиль
шинуазри — «Новые дизайны для китайских храмов» архитектора Уильяма Халфпенни,
вышедшая в 1750 году, которая предварила работу Чиппендейла.




Томас Чиппендейл. Дизайн части надстройки и настенного кронштейна, ок. 1760.
Справа — дизайн для оформления камина, ок. 1760. © Музей Виктории и Альберта, Лондон



Складные ширмы были одним из самых популярных декоративных элементов интерьера,
которые украшали рисунками в китайском стиле. Среди сюжетов в моде были сценки
дворцовой жизни, птицы, цветы, пейзажи и романтические сцены из китайской литературы.




Утро (Дама, надевающая подвязку)
Франсуа Буше
1742



Стиль шинуазри пришелся ко двору и в России: в Екатерининском дворце была создана
китайская голубая гостиная, объединившая классические элементы интерьера с богатыми
расписными шелковыми обоями, привезенными из Китая. А в 1762 году Антонио Ринальди
построил для Екатерины II Китайский дворец, часть архитектурного ансамбля Собственной
дачи в Ораниенбауме. Несколько залов Китайского дворца отделаны в стиле шинуазри.




• Китайская голубая гостиная в Екатерининском дворце, Царское село




• Стеклярусные панно Китайского дворца в Ориенбауме


Шинуазри по сей день остается модным дизайнерским трендом. Причудливые,
фантастические пейзажи и игривые расцветки помогают создавать интерьеры в
декоративной эстетике Востока.


Источник - АРТХИВ



Tags: Китай, искусство, стиль
Subscribe

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments