Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Реклама – зеркало эпохи

Во второй половине XIX столетия символизм «вышел» на улицы в афишах
Пюви де Шаванна и Аман-Жана. Модерн, ар-нуво, югендстиль, сецессион -
все национальные варианты последнего стиля уходящего XIX века
утверждались в сознании миллионов людей благодаря рекламным
композициям Обри Бердсли и Уолтера Крейна, Альфонса Мухи
и Эжена Грассе, Франца фон Штука и Густава Климта.





Жюль Александр ГРЮН. Кафе-концерт «Ла Сигаль». 1900
ГМИИ



Начатая фовистами революция в области цвета была опробована и в искусстве плаката.
Интенсивность цвета и плоскостность изображения вполне естественно сочетались с
упрощенностью форм. Накал агитационных плакатов был сродни антивоенному пафосу
живописных и графических произведений экспрессионистов и дадаистов. Восхищение
«моторизованным столетием», аэропланами, аэростатами и дирижаблями, свойственное
итальянскому футуризму, прежде было убедительно и эффектно продемонстрировано в
динамичных композициях художников рекламы.





Казимеж БЖОЗОВСКИ. Выставка-ярмарка изделий Закопаньского края. 1905
ГМИИ



Но ценность иллюстрированной рекламы не исчерпывается ее художественными достоинствами.
На рубеже двух столетий, в 1900 году, на страницах специализированного журнала
“The Poster” появилась статья британского художественного критика и историка
рекламного искусства Чарлза Хайатта
«Плакат как зеркало нашей жизни».
Он писал:
«Мы можем убедиться в энциклопедическом всеведении рекламы, если потрудимся
перелистать страницы годовых подшивок нашего журнала. Они иллюстрируют каждый
аспект нашего существования: одежду, которую мы носим, наши спортивные занятия и
развлечения, продукты и напитки, которые мы едим и пьем, фиксируют
все, что мы читаем и смотрим.
Только благодаря рекламе, мгновенно реагирующей на каждую новинку,
мы можем проследить быстротечность изменчивой моды».





Братья БЕГГАРСТАФФ(Джеймс ПРАЙД, Уильям НИКОЛСОН). Выбор мистера Раунтри – какао. 1899
ГМИИ



Спустя столетие другой исследователь — Макс Галло — назвал свою книгу
«Афиша —зеркало истории, зеркало жизни».

Образцы рекламного искусства прошлого сегодня выступают эмоциональным и образным
документом ушедшей эпохи. В выборе тем, особенностях их подачи, стиле обращения к
потенциальному потребителю в полной мере отражены национальный характер и традиции тех,
кто создавал рекламу, и тех, кому она предназначалась.
Характер и темы рекламных постеров Британии отличают ее от произведений мастеров рекламы
в Испании, плакаты Дании, Германии или Америки также имеют свои специфические
особенности, позволяющие определить их «национальность» даже в отсутствие рекламного
текста. Американская реклама — многостраничная история журналистики и книгоиздания в
Новом Свете, произведения немецких плакатистов конца XIX века являлись активной пропагандой
классической оперы, отечественных продуктов и напитков.




Адольф ВИЙЕТТ. Кафе-концерт «Ле Трето». 1896
ГМИИ



Реклама развлечений и увеселительных заведений во Франции отражала реваншистские
настроения общества после позорного поражения в 1870 году во франко-прусской войне.
Экономика страны, освобожденная от политических проблем и государственного контроля,
быстро развивалась. Эту «прекрасную эпоху» отличали погоня за наслаждениями и
вызывающей роскошью, стремление к утешительным иллюзиям, освобождавшим от гнета
действительности. С жадной потребностью общества в ярких зрелищах и веселом
времяпрепровождении связано возникновение огромного числа ресторанов, кафе-шантанов,
танцевальных залов. Париж приобрел репутацию столицы роскоши и вечного праздника.




Жорж РЕДОН. Мариньи-ревю. 1905
ГМИИ



Французы с энтузиазмом встретили новое явление — артистические кабаре. Возникшие как
сцена для актуального парижского шансона, они стали не только площадкой для
художественных, музыкальных, пластических и драматических выступлений, но и местом
общения парижской богемы, образом жизни целого поколения, вошедшего в историю как
«граждане республики Монмартр». Зеленая окраина города с дешевыми лачугами, квартирами
и ателье, приютившая когда-то актеров и художников, быстро обживалась. По-деревенски
тихие и кривые улочки монмартрского холма расстроились и выросли в район, который к
концу XIX века приобрел репутацию самого привлекательного места в Париже. Монмартр с
его заведениями увеселительного характера привлекал гуляк, студентов и обывателей,
ищущих острых ощущений. Музами веселого квартала стали танцовщицы,
натурщицы, дамы полусвета и актрисы.

Жизнь Монмартра мерещилась сплошным праздником.




Джон ХАССЛ. Рождественская пантомима «Робинзон Крузо». 1900-е
ГМИИ



В отличие от Франции, процентное соотношение рекламы развлечений к общему количеству
иллюстрированной рекламы в Британии было ничтожно малым. Чаще всего афиши приглашали
на традиционные рождественские пантомимы. Вакханалия праздневств и фривольность
парижской сцены были чужды викторианской Англии. Основными ценностями для жителей
Альбиона оставались любознательность и образованность, порядочность и верность идеалам,
крепкие семейные традиции. Главными темами английского постера были путешествия и
различные виды транспорта, морские круизы, маршруты железнодорожного сообщение,
лондонская подземка, автобусы, трамваи. Тщательно и деликатно выбирался способ
обращения к зрителю, художники избегали назойливого и прямолинейного изображения
рекламируемых товаров и услуг.
Рекламные образы, безошибочно действующие на парижан,
могли оставить равнодушными жителей Лондона.




Альберт Джордж МОРРОУ. Лондонская городская железная дорога. 1900
ГМИИ





Генри Джордж ГОУТОРН. Басс № 1: ячменное пиво – лучший зимний напиток! 1900-е
ГМИИ



Рекламные постеры Британии иллюстрируют заманчивость мысли о кружке пива у
теплого очага в холодный зимний вечер.
В практике клубной жизни кроется еще одна отличительная особенность, характерная для
типичной британской взыскательности в культуре общения между представителями
творческой интеллигенции, влиявшей также на развитие национального искусства.




Говард ПАЙЛ. Роман Мэри Джонстон «Иметь и хранить». 1900
ГМИИ




Институт закрытого элитарного клуба отвечал особенностям английского менталитета и
резко контрастировал с бесшабашностью парижских артистических кабаре, служивших
интеграции и взаимодействию различных художественных сообществ и являвшихся образом
жизни пестрых богемных компаний. В Соединенном королевстве, где чопорный регламент не
допускал общения вне профессиональных и сословных объединений, клуб был неотъемлемой
частью социальной системы, центром досуга и оплотом существования английского джентльмена.




Жюль ШЕРЕ. Вино Мариани. 1894
ГМИИ



Исполняя свою основную функцию — коммерческую пропаганду товаров и услуг, —
иллюстрированная реклама развернула объемную картину промышленной эволюции Европы
и Америки. В ее сюжетах отражено многое: достижения науки и техники, развитие тяжелой
индустрии и легкой промышленности, рост фабричного производства и возникновение
сети железных дорог, появление новых транспортных средств
и усовершенствование уже известных.




Жюль-Феликс ГРАНЖУАН. Слепой и паралитик. 1925
ГМИИ



Откликнувшись на все основные события века, афиша отразила характер различных
политических партий, послужила рупором для идей социалистов, социал-демократов и
анархистов, сыграла огромную роль в судьбе и карьере отдельных политиков
и государственных чиновников.





ОʼГАЛОП (Мариус Российон). Удар подошвы Мишлена. 1907
ГМИИ



Не только известные страницы истории, но и давно забытые факты воскрешаются благодаря
сохранившимся рекламным листам. Обладающие качеством красноречивой исторической
хроники, они открывают многие секреты и иллюстрируют менталитет общества XIX столетия.
Для зрителей и специалистов они являются богатейшим страноведческим материалом,
уникальным источником сведений о быте и культурной жизни народов.




Владислав ЯРОЦКИ. "Liberum veto" – современный сатирический журнал. 1905
ГМИИ



Источник - Журнал «Третьяковская галерея»




Tags: реклама
Subscribe

Posts from This Journal “реклама” Tag

  • Баннерные дамы

    Человеческие Рекламные щиты Креативность является, конечно, ключевым фактором при создании рекламы. Едва ли можно найти что-то более…

  • Реклама - сигареты

    В 1900-х---1950-х английские и американские фирмы-- производители сигарет-- выпускали около десяти тысяч серий самых разнообразных рекламных…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments