Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Америка против коммунизма

«Сегодня ты играешь джаз,
а завтра Родину продашь»

«Тайное звуковое оружие» Америки


Это история того времени, когда Соединенные Штаты решили повлиять на страны,
«подверженные риску» впасть в коммунизм… познакомив их с джазом.





© BETTMAN / CORBIS, AP


В рамках инициативы «Посол джаза» времен холодной войны они послали таких знаменитых
артистов, как Луи Армстронг, Диззи Галеспи и Дьюк Эллингтон, и др., чтобы поделиться
«своей западной музыкой», и представить некоторые американские политические идеалы.
Частью этой инициативы была также попытка заставить людей поверить, что Америка хорошо
относится к другим расам. В разгар движения за гражданские права эта попытка уловки не всегда
увенчалась успехом, особенно с афро-американскими музыкантами, выступающими в качестве
послов доброй воли. Тем не менее, правительственные чиновники завербовали самые
популярные джазовые имена и привлекли их таланты для использования на службе своей
страны. Они были отправлены во все уголки земного шара, даже за железный занавес,
и туда, где правительство США считало необходимым распространять «демократическую культуру»
Америки перед лицом коммунизма.






Слева - сатирический мультфильм о «Короле свинга» Бенни Гудмана в СССР.
© Билл Молдин. Фото прямо в Москве от LIFE.





Диззи Гиллеспи и его группа в Доминиканской Республике, 1956 год, за десять лет до того,
как США вторгнутся в страну, чтобы она не стала коммунистической диктатурой.





Бенни Гудман «Король свинга» во время своего тура по Дальнему Востоку в 1956 году
© Йельский университет





© УНИВЕРСИТЕТ РУТГЕРС


Первым официальным послом джаза от Госдепартамента был Диззи Гиллеспи. Здесь он
изображен катающимся по улицам Загреба, Хорватия, во время официального
правительственного тура с югославским композитором Никицей Каогьером на сзади.
«Миссия» Диззи началась в 1956 году, когда его отправили в Афины, Грецию, страну, которая,
по мнению США, была среди тех, кто рискует впасть в коммунизм «как домино».





ВЫЕЗДНАЯ ЭКСКУРСИЯ ДИЗЗИ ГИЛЛЕСПИ В ГРЕЦИЮ
© УНИВЕРСИТЕТ РУТГЕРС



Это было всего лишь несколько лет после разрушительной гражданской войны в Греции между
коммунистами и республиканцами, в которой многочисленные сторонники коммунизма в стране проиграли.





© СМИТСОНОВСКИЙ ИНСТИТУТ


По иронии судьбы, Диззи был личным и любимым другом Лэнгстона Хьюза, пионера джазовой
поэзии, который в начале 1950-х годов был на учете у Вашингтона вместе с другими креативщиками
в секретных свидетельствах по причине их «коммунистических» идеалов.





ЛУИ АРМСТРОНГ ДАЕТ ИНТЕРВЬЮ В СТУДИИ VOICE OF AMERICA
© УНИВЕРСИТЕТ СЕВЕРНОГО ТЕХАСА



Луи Армстронг по прозвищу «Сатчмо» последовал по стопам Диззи Гиллеспи с неофициальной
поездкой в британскую колонию на Голд-Косте (которая стала независимой Ганой год спустя).
Несколько сотен тысяч человек пришли встретить Армстронга и сопровождали его в пути через
всю страну. После этого Луи стал самым активным послом, как в официальных, так и в
неофициальных турах. Его тур 1960 года был настолько строгим и требовательным, что
сопровождающая певица Велма Миддлтон перенесла инсульт в Сьерра-Леоне, где она
скончалась месяцем позже в возрасте 43 лет.





© НАЦИОНАЛЬНЫЙ АРХИВ NL


Государственный департамент часто отменял коммерческие туры артистов дома без их согласия,
чтобы продлить их международные туры. Однажды Сатчмо гастролировал 160 дней
подряд, а Дэйв Брубек - 120.





ЛУИ АРМСТРОНГ © СТЕВАН КРАГУЕВИЧ


Ирония отправки чернокожих музыкантов в страны, где они испытали большее равенство,
чем в своей родной стране, не была потеряна для Сачмо. Однако не случайно, что эта посольская
программа началась в разгар Движения за гражданские права. Правительство не только начало
эту программу для распространения американских идеалов, но и, прежде всего, для улучшения
своего имиджа в мире, который признал расизм в стране.





© УНИВЕРСИТЕТ ИНДИАНЫ


Программа была начата всего через год после того, как постановление Верховного суда
объявило расовую сегрегацию в школах неконституционной. Намеченный на гастроли в
Советском Союзе в 1957 году, Армстронг демонстративно отказался от тура, когда президент
Эйзенхауэр бездействовал, в то время, когда Арканзас бросил вызов решению Верховного
суда о сегрегации. В том же месяце Сатчмо сказал:

«То, как они обращаются с моими людьми на юге, правительство может пойти в ад».




КВАРТЕТ ДЕЙВА БРУБЕКА (ДЕЙВ БРУБЕК ЗА ФОРТЕПИАНО, ПОЛ ДЕСМОНД,
ДЖО МОРЕЛЛО И ДЖИН РАЙТ) © ABC



Армстронг и его коллега, Дейв Брубек, в начале 60-х годов усилили волну поддержки
Гражданских прав, когда Брубек и его жена Иола создали мюзикл, высмеивающий всю
программу. Они называли его «Настоящие послы», и в нем играл самого Сатчмо.





© COLUMBIA / LEGACY




© ДЭВИД БРУБЕК


Дейв Брубек сказал, что смысл их сатиры - заставить людей смеяться над «нелепостью сегрегации»,
но вместо смеха они обнаружили, что люди глубоко тронуты этим. Это даже довело самого Луи
Армстронга до слез, особенно после песни, которая повторялась снова и снова:
«Бог создал нас по своему образу и подобию».








ДЭВИД БРУБЕК В МОЛОДОСТИ И ЕГО КОНЦЕРТНАЯ ЗАПИСЬ МОСКОВСКОГО КОНЦЕРТА 1987 ГОДА


Брубек, как известно, совершил поездку по большей части советского блока и соседних стран
на государственную поддержку. В разгар холодной войны он заполнил концертный зал
2500 советскими зрителями в Москве, где кремлевские консерваторы осудили американский
джаз как «отвратительный мусор» и «идеологический  яд».






До этих гастролей, просто слушание джаза в этих странах, могло послужить аресту и отправку
в сибирские лагеря. Однако многие рисковали и покупали джазовые пластинки в Советском Союзе
1950-х годов, у спекулянтов, который продавал так называемые «пластинки на костях»
(на фото выше), где записи делались на отработанной рентгеновской пленке, взятой из больниц.






Даже дома, на американской земле, многие критиковали растущую «респектабельность»
джаза, но гастроли еще больше продемонстрировали революционную природу жанра. Главная
статья британской газеты Melody Maker , опубликованная в 1956 году, напоминает нам о нелегкой
битве, которую джаз еще предстоит преодолеть на всех фронтах.
Однако советские и американские вольнодумцы сочли джаз мятежным, поскольку художники и
люди, использовали джаз для протеста против политики. Это была народная музыка,
принадлежащая всем и никому одновременно.





ДИЗЗИ ГИЛЛЕСПИ ИГРАЕТ ДЛЯ ЗМЕЙ В КАРАЧИ, ПАКИСТАН


Эти гастроли «Послов джаза холодной войны» продолжались до конца 70-х годов, когда война
во Вьетнаме едва не завершила программу. Звезды джаза играли на Ближнем Востоке, в Восточной
Европе, Северной и Центральной Африке, а также в некоторых частях Юго-Восточной Азии и
Южной Америки. Ко времени окончания туров их число достигло миллионов, и художники, в свою
очередь, многому научились у разных групп. Брубек черпал вдохновение у поляков и довел их до
слез песней, вдохновленной народным композитором Шопеном.





ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ В ПАКИСТАНЕ
© СМИТСОНОВСКИЙ ИНСТИТУТ



Диззи был восхищен мальчиком, играющим на глиняном инструменте в Пакистане, записал
каждую ноту, которую он играл, и даже включил его в одну из джем-сессий своей группы.
Луи Армстронг сделал ставку на то, чтобы играть в школах и санаториях, желая добраться до всех.
Вот легенда, которую сам играл в Гане в 1956 году:






Достигло ли это официальных целей Государственного департамента или нет, послы джаза
установили прочные связи с людьми по всему миру и закрепили культурную и политическую
значимость жанра. Как сказал Луи Армстронг в 1970 году, когда его спросили, что такое джаз:

«Если вам все еще нужно спросить, позор вам»



Источники:

"Джем Сессион Меридиан Интернэшнл"
New York Times




Tags: история, музыка
Subscribe

Posts from This Journal “музыка” Tag

  • Самая красивая женщина в мире

    Лина Кавальери на старых открытках Лина Кавальери (1874 - 1944) — итальянская оперная певица (сопрано), звезда «прекрасной…

  • "Аршин мал-аллан"

    «Аршин мал алан» — последняя и самая популярная оперетта азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова. Автор…

  • Парижский воробышек

    С ее неподражаемым тремоло голос Эдит Джованны Гассион, известной как Эдит Пиаф (19 декабря 1915 - 10 октября 1963), не может никого…

  • Белочка

    Помнишь, звуки трели Слушали и млели. Не забуду я Чудную тебя. Не забыть той ночи, Звездны твои очи. Твой изящный стан Нежно я обнимал.…

  • Фокстрот

    Как у ворот кудрявый мой Миша ждёт, На нём сапожки на подковах горят. Ждёт он меня одну И я верна ему, Чтоб не судить меня: его я люблю. Но,…

  • Моя Марусечка, танцуют все кругом

    Как-то вечерком С милой шли вдвоем, А фонарики горели. И при виде их На момент притих, И сердца наши замлели! Люди в масках, В разных…

  • Ты моя любовь

  • Смерть и поэзия

    «Каждый должен умереть» («Вisogna morire»). Пассакалья о жизни (смерти), «Человек исчезает как тень»— одно из самых известных вокальных…

  • НЕТЛЕННАЯ КЛАССИКА!

    АНТОНИО БАНДЕРАС И САРА БРАЙТМАН «ПРИЗРАК ОПЕРЫ». Призрак Оперы (англ. The Phantom of the Opera) — мюзикл Эндрю Ллойда Уэббера, основанный на…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments