То слон, то львица
Одно из самых интересных и значительных в оформительском отношении прижизненных
изданий Маяковского—стихотворение «Что ни страница—то слон, то львица» (1928) с
иллюстрациями участника тифлисской футуристической группы «41°» К.М. Зданевича.
Начало работы над стихотворением относится к августу – октябрю 1925 г., заготовки к нему
были сделаны на шмуцтитуле «Популярного официального путеводителя по нью йоркскому
зоопарку» во время пребывания Маяковского в Америке.
20 марта 1926 г. Маяковский подписал договор с издательством «Прибой» на представление
к 1 апреля 1926 г. трех детских книжек:
1) «Вокруг Света»
2) «Зверинец»
3) «Собачка».
Ни одна из них в издательство «Прибой» сдана не была. 25 марта 1926 г. Маяковский заключил
в Москве договор с издательством «Заккнига» на стихотворение «Есенину» и детскую книжку
«Зоологический сад». На следующий день рукопись стихотворения «Что ни страница, –
то слон, то львица» была передана представителю издательства. Упоминание об этом стихотворении
есть в статье Маяковского «А что вы пишете?», опубликованной в мае 1926 г. Книга вышла в издании
«Заккнига» только в марте 1928 г. одновременно на русском и грузинском языках с рис. худ. К. Зданевича.
В этой книге исключительно удачно и органично соединились разные стилистические тенденции:
кубистическая обобщенность форм и конструктивистские игры с шрифтами, плакатная броскость
композиций и тонкость проработки фактур. Жизнерадостная эксцентрика проявилась в
изобретательно выстроенной архитектонике книги, в ее ярком и одновременно изысканном
колористическом решении. Хотя в тексте речь идет о зоопарке, изображенные художником сцены
имеют гораздо большее отношение к цирку, уже на первой странице животные
устраивают парад-алле.
Цирковые мотивы рассеяны по всей книге: зебра лягает клоуна в цилиндре, кенгуру ездит на
мотоцикле, слон жонглирует булками. Даже показывая зверей в несвойственных им обстоятельствах
(жираф, примеряющий крахмальные воротнички или обезьяна, греющаяся у буржуйки),
иллюстратор не «очеловечивает» персонажей, а бережно сохраняет их первозданный,
естественный облик. Люди играют в этих композициях лишь эпизодические роли. Рядом с
бывшим царем зверей, разжалованным в председатели, Зданевич помещает фигуру автора,
смонтированную из геометрических блоков, в руке поэт держит знаменитый сборник
«Маяковский для голоса». Пожалуй, ни одному из последующих иллюстраторов этих стихов
(включая и В. Лебедева) не удалось добиться той свежести и непосредственности восприятия
текста, того уровня взаимопроникновения слова и изображения, которые характерны для первого
издания. И еще раз чудесные рисунки Зданевича к одной из лучших советских детских книг:
Journal information