Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Культура средневековых монстров

Монстры когда-то жили в центре поп-культуры, хотя это было
самым странным временем для жизни в средневековье.

Вы их найдете на далеких землях:
мужчины без шеи с лицами в животе - известные как «blemmyae»
- или еще одно существо, известное как «панотти», с ушами, достаточно большими,
чтобы обернуть их вокруг своего тела, как одеяло.
Некоторые чувствуют себя более актуальными сегодня,  (привет, единороги)
и даже появляются в современном искусстве и моде.





Чертеж 16 века


Другие, как одноногие «sciopodes», не остались на переднем крае коллективного западного сознания.
По крайней мере, на поверхности. Но даже менее известные средневековые монстры обладают
огромным отражением в нынешних культурных нормах - эти фантастические звери, отнюдь не
затхлые и неуместные, все еще демонстрируют глубочайшие предрассудки, страхи и надежды.

Давайте посмотрим самые потрясающие гротески прошлого ...





16 век


Вернемся к легенде blemmyae , которая в равной степени странная и показательная.
«Их глаза, нос и рот выступают из грудины»,
- пишет историк Джек Хартнелл о вымышленной расе средневековых тел в 2018 году.
«Жизнь, смерть и искусство в средние века», книга, которая оказалась незаменимой
(и безумно интересной) и популярной.
Blemmyae, как полагали, еще в древние римские времена, жили в северо-восточной Африке.
По сути, они были воплощением неизвестных народов из неизведанных земель, с варварскими лицами.





16 век


Старые исторические свидетельства утверждают, что Император Диоклетиан нанимал наемников
для защиты своей империи от набегов Блеммейцев . Шло время, поколение за поколением изображало
этого «постороннего» монстра так, как они его себе представляли.






«На протяжении всей истории,
- пишет Хартнелл,
- в [их] мифическую этнографию были добавлены признаки,
которые были у людей с врожденными нарушениями.»

Это означает, что в людях, рожденных с физикой, которая отличалась от социальной нормы
(то есть неровная нога, лишний палец), все больше и больше находили параллель с тем,
которые считались странными недолюдьми.





Безголовые «blemmyae» мужчины встречают солдат


Путешественники утверждали, что blemmyae были восемь футов в высоту и восемь футов
в ширину. К 12 веку, по слухам , они были людоедами, которые жили среди других «чудовищ»
за пределами Европы, такими как цинофали с собачьими головами в Индии:





Цинофали, или «собачники» в Индии


А потом появились моноподы, которые, как полагают, жили в Эфиопии: они блуждали по палящей
пустыне, прыгая на одной огромной, похожей на туловище ноге, которая была в виде зонтика
когда они падали на спину.





Монопод


Эти существа были рождены из воображения и невежества, которые так долго существовали просто
потому, что, если история нас чему-то научила, так это то, что люди потрясающе хороши и другие.
Неважно, что монстр blemmyae в конечном счете оказался надуманным. Они были отличным фоном
для Адама и Евы. Преувеличенные, часто составные физиономии были мощным способом показать
христианские (и нехристианские) ценности часто неграмотной публике.
Голова считалась одним из самых святых аспектов человека (поэтому люди ходят в вертикальном
положении как существа ближе к Богу, в то время как животные приседают к земле от сатаны).
Если у блеммия были головы в животе, то это потому, что они не были благосклонны Богу.






Это та логика, которая сохранилась в 20-м веке в отношении не только деформаций при рождении,
порождающих стигму в «Freak Show» Барнума и Бейли , но и расистской антропологии как на
академическом, так и на общепринятом уровне.








Цирковое искусство середины века




Латтрелл Псалтырь , 14 век.


Что касается мифических животных, то сегодня широкая публика хорошо знакома с единорогами,
русалками, грифонами и даже василисками (гигантскими змеями в духе Гарри Поттера и
Кентерберийских рассказов Чосера ). Все это было частью «Бестиария», - говорит на своем сайте
Метрополитен-музей искусств , - «коллекции описаний и интерпретаций животных, предназначенной
как для естествознания, так и для серии уроков морали и религии [которые] были широко
распространены в средние века ».





Латтрелл Псалтырь , 14 век




Латтрелл Псалтырь , 14 век


Например, бестиарные существа, такие как мантикора , были уроком против чувственного
искушения: у них было тело льва, человеческое лицо и жало скорпиона, но голос такой сладкий
и «похожий на флейту», что заманивал людей к смерть (как русалки).





Мантикор

Другие существа в Бестиарии оказались менее откровенно чудовищными.
Crocotta , к примеру, был мифическим, собака-волк-лев родом из Индии или Африки.
Бонакон был зверем из Азии , который в основном похож на барана или быка, но с мертвенно
мощным, задом рогом, и эфиопская anabula была слоном с копытами:





Анабула в истории его жизни и истории Аликсандр , Париж c. 1420-1425 (BL, Royal 20 B ХХ, Fol. 57R)





Самые, казалось бы, банальные животные могли быть привязаны к какой-то довольно безумной
мифологии. Бобр, например, по словам специалистов бестиариев, кастрирует себя.
Буквально (в легенде) кусает свои яйца. Впечатляет, не правда ли?






Согласно легенде, бобр откусил бы свои гениталии как предложение (в обмен на жизнь)
во время охоты.  Миф о том, что устрицы являются афродизиаком, является прекрасным
примером  средневековой веры, которая процветает в наши дни (французский врач 16-го века Лоран
Жубер утверждал, что они являются слабительным средством, которое может также
поощрять сексуальное желание).
Но на другом конце спектра исчезла вера в то, что брюссельская капуста была заполнена крошечными
демонами и должна была быть приготовлена после того, как их стебли имели форму X.





Кошка-улитка, изображенная в « Маастрихтские часы» - освещенная религиозная рукопись, выпущенная в Нидерландах в начале 1300-х годов.


Как объяснил нам поклонник английского фольклора Скотт Уокер:
«Многие из распространенных суеверий нашей западной культуры родились в средние века.
До появления средневекового христианства черные кошки были на самом деле удачей для язычников »
,
и то, что они остаются таковыми сегодня, является отражением стойкости христианства.
Черные кошки , конечно, не монстры на уровне кровопролития , но в некотором смысле они
показывают, насколько нормализовались некоторые старые, сверхъестественные существа.





Средневековая устрица. У которого тоже был клюв, видимо.


Чтобы подчеркнуть нормализацию этих давно минувших монстров, можно упомянуть, что они даже
жили на полях рукописей, как каракули, сродни тому, что вы рисовали в тетради в начальной школе.
Только вместо того, чтобы набрасывать Девушек Спайс и сердца, они рисовали кроликов на львах
и других сложных животных. Некоторые были более замысловатыми, чем другие, и даже имели целью
привлечь внимание к важным частям текста, в то время как другие были довольно простыми:





Университетская библиотека Глазго







Трубный носик в Библии




Блеммяэ и монопод




Существо на рыбалке.


Эти монстры все еще повсюду для тех, кому достаточно любопытно проницательно изучить зловещие
истории. Они на полках магазинов игрушек и в « Игре престолов» ; в фильмах Хэллоуина, и даже
в руках манекенщицы, идущей по подиуму от Гуччи во время Недели моды:





Gucci F / W 18 / '19 шоу.





Они даже появляются в галереях современного искусства. Художник из Лос-Анджелеса Роберто Бенвидес
только что превратил этих маленьких средневековых педерастов в самых великолепных,
кропотливо детализированных пиньят:





Из средневекового бестиария.





«Рукописные существа повторяли тот же средневековый стиль и странность,
которые вдохновляют мою собственную работу,

- сказал он MessyNessy,
- меня тянет к существам, которые являются либо фантастическими,
неопознаваемыми, либо гибридом разных животных».

Его серия 2018 года основана на освещенных текстах, таких как псалтырь Латтрелла (ок. 1325-1335),
средневековый бестиарий (ок. 1210-1220) и книга часов (1410), и оживляет монстров в самых
более привлекательных видах.





Из псалтыря Латтрелла (1310 г.) Изображение: Роберто Бенавидес


«Я считаю, что искусство любого периода времени должно иметь возможность
быть оцененно современниками,

- говорит Роберто,
- я обращаю внимание больше на их художественную природу (форму, цвет) и меньше
на контекст времени (хотя это мне тоже интересно)»





Из Книги Часов (1410) Изображение: Роберто Бенавидес


«Эти пиньяты можно рассматривать как скульптурную обработку культурного объекта,
и придает ценность тому, что в противном случае рассматривается как дешевое и одноразовое».





Латтрелл Псалтырь , 14 век.


Цвет, прихоть, странность - легко понять, почему мы продолжаем возвращаться к этим существам
прошлого. Некоторые из них, такие как blemmyae и другие человеческие «монстры», раскрывают
семена дискриминации, но многие другие открывают наше воображение и, в случае Роберто,
творческие способы борьбы с дискриминацией, которую они порождали во времени.






«Монстры с нашей точки зрения - это существа из другого мира, в то же время мы можем
проследить их происхождение в античных произведениях, научных и духовных трактатах.
Средневековое искусство находилось в постоянном движении и постоянном использовании.
 Это было живое искусство ».



Узнайте больше о работе Роберто Бенавидеса здесь
и найдите книгу Джека Хартнелла о средневековье на его веб-сайте



Tags: всячина, средневековье
Subscribe

Posts from This Journal “всячина” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments