Незадолго до появления тенденции отрубать головы
во время Французской революции во Версальском дворе
во Франции появилась удивительная мода - вертикальные,
экстравагантные и витиеватые прически.
Исторический костюм: коллекция основных видов одежды и украшений,
изданная под руководством М. А. Расинета.
Неожиданная смерть Людовика XV в 1774 году на некоторое время положила конец этим эксцентричным
сооружениям. Но очень быстро доступ к трону нового короля Людовика XVI и его жены, королевы
Марии-Антуанетты , снова зажег воображение. Длительное время сохранялась мода на предметы,
помещаемые в волосы. При том появление нового предмета приводило к появлению новой прически.
Какое – либо событие приводило к созданию причесок по случаю:
- смерть Людовика XV: прическа с кипарисами и изобилеем, водруженным на сноп пшеницы;
- несколько членов королевской семьи были привиты от оспы: прическа со змеёй и восходящем солнцем.
Прическа прививка
Марией-Антуанеттой было возвращено османское увлечение и на голову стали помещать целый мир
– размещение в волосах сувениров, цветов, фруктов, овощей, чучел птиц и различных статуэток.
Описание мешочка на голове герцогини Лозунской в « Сувенирах на Марии-Антуанетте»,
эрцгерцогине Австрийской, королеве Франции и на версальском дворе» просто поражает :
"Герцогиня де Лозун появилась с восхитительным пуфом; он предлагал целый рельефный пейзаж:
прежде всего бурное море, утки, плавающие на его берегах, охотник в поисках; на вершине
мельница, а в нижней части, около уха - мельник, водивший осла."
Быстрый темп моды в то время требовал постоянно нового;
поэтому содержание пуфов меняли часто.
5-ый Cahier des Costumes Français за Les Coeffures с 1776 года.
Другой удивительной особенностью причесок того времени, конечно же, был размер головных
уборов. Общая тенденция, начатая графиней дю Барри в 1769 году, предполагала очень высоко
поднятые волосы, взбитые и завитые. Удивительно, но эта мода пришла не от двора, а от парижской
буржуазии. Вначале презираемая аристократами, Мария-Антуанетта, и познакомила Версаль с ней.
Дамы наши предки. Десять веков элегантности.
Прически достигали 180 сантиметров в высоту от нижней части подбородка до макушки волос,
начиная от 70 сантиметров прическа уже считалась модной.
Особенно в 1776, 1777 и 1778 годах Франция пережила самые возмутительные фантазии.
Мария-Антуанетта была из тех, кто больше всего занимался уходом за волосами. Её постоянный
парикмахер Леонар особенно выделялся своим талантом и оригинальностью, которые ему
приходилось постоянно обновлять.
Вот некоторые из её причесок:
Marie-Antoinette, Головной убор вперемежку с жемчугом, с роликами падают на плечи,
украшенные перьями, галстук из драгоценных камней
Мария Антуанетта , рисунок Ле Клира, гравюра Дюпена
Мария-Антуанетта, прическа ежика с вкраплениями жемчуга, валики падают на плечи,
украшены перьями, закрепленными на левой стороне галстуком из драгоценных камней
Парикмахерский в XVIII создавали прически, которые на протяжении всего столетия росли в
высоту, очищали лоб и помещали над головой подушку из тафты, на которой прикрепляли
различные аксессуары. Чем выше, тем сложнее и ценнее была прическа.
Семья Моцарта, печать Йос. Крест
Графиня Артуа, бюст, в профиль слева, волосы приподняты, украшены пуфом,
рулонами на шее, лифом декольте и отделаны мехом, 1778 г.
Искусство женской прически: его история сквозь века, Стефан
Затем появилось новое сумасшествие – перья на прическе.
Мария-Антуанетта была, конечно, активным последователем этой моды.
Речь шла о прикалывании трех перьев. Цена на перья могла составлять 50 леев,
это была значительная сумма.
Графиня Артуа, высокие волосы, украшенные синим пером и лентой смородины,
платье с зелеными корзинами, украшенными кружевом
Прическа Минервы взяла верх и имела настоящий успех; она заключался в том, чтобы поместить
в волосы 10 страусовых перьев с крапинками из павлиньих глаз, все на черном бархатном
головном уборе, расшитом золотыми блестками. Страусиное перо также играло важную роль как в
развитии утонченной прически, так и в создании престижа аристократии, что делало его настоящим
символом власти. Более того, королевский эдикт запрещал мастерам смешивать его с другими перьями.
Графиня Прованская, высокий головной убор с жемчугом, лентой, перьями и цаплей.
Расположенные очень высоко на макушке головы, шляпы также достигали фантастических
размеров. Украшенные помпонами, лентами, перьями петуха, гирляндами цветов, муслина
и марли, они предназначались для дополнения и без того очень сложного головного убора.
17 ноября 1785 года появился первый номер , первое издание прессы XVIII века, посвященное
моде. В следующем году это издание стало журналом французской и английской новой моды ,
публикация которого позволила очень широко распространять парижские модели, особенно
головные уборы. Каждый номер был иллюстрирован гравюрами.
Журнал новой моды на французском и английском языках.
Что касается причесок, у каждой прически, или шляпы было свое имя в связи с событием, которому
посвящалось её создание : шляпа Бомарше, графине, Фигаро и т. д. Сделанные из шелка, атласа
или бархата, украшенные перьями, цветами и бриллиантами, они были роскошным аксессуаром,
предназначенным для больших вечеров.
Соломенная шляпа, обшитая розовым атласом с большими черными полосами, шляпа
из рамок, поддерживающих белую марлю, и искусственные цветы вокруг ленты.
Черная «мальтийская» шляпа, расшитая лентой, окружена розовым крепом. Шляпа увенчана
черными перьями петуха и белыми перьями.
Шляпы для пленника, увенчанная зелеными павлиньими перьями.
Большинство причесок конечно же это смесь экстравагантной высоты,
разнообразных предметов и с ярким оформлением.
Не только прически были странными, но и даваемые им имена тоже: «Водопад Сен-Клу»,
прическа для супа (с овощными пучками), прическа в сельской местности (с мельницей,
ручьем и пастушкой), прическа в Колизее, откровенность, колокольчики, мирлитон, купальщица ,
легкомыслие, складки в устойчивых чувствах и в замкнутых чувствах и т. д.
Или вот имена из журнала: галантный партер, ориентал, прическа для спящей собаки
или ее разновидность, украшенная барьером , прическа для дитя любви …
Прическа Султана или Триумфальная
Персидская прическа
Парикмахерское искусство во второй половине 18-го века было искусством
не только с игривой утонченностью, но и игровым развлечением.
«Игра в гуся» в честь прически, которая была создана в то время:
Новая Игра Франсуаза Модеса
Источник - gallica.bnf.fr
Journal information