Путешествие в 1920-е годы
На протяжении всей истории есть произведения искусства, которые выделяются как
временные, и эта хореография, созданная в 1922 году для театра Баухауза, является
одним из таких произведений искусства…
Показывая удивительно яркие, асимметричные и громоздкие костюмы, этот балет
до сих пор смотрится как противопоставление условности, его даже сейчас можно
принять как набег Э́ндрю Уорхола на мир танца.
Известный как Triadische Ballett (Триадический балет), он был поставлен художником,
скульптором, дизайнером и танцором Оскаром Шлеммером, который считал, что театр
танца уникально не ограничен тем, что он назвал « бременем традиции ».
Представьте, что вы пытаетесь сделать пируэт в одном из этих кругов.
В отличие от облегающих купальников и прозрачных платьев в балетной традиции
девятнадцатого века, костюмы Das Triadische Ballett были разработаны для ограничения
движения. Шлеммер создал костюмы еще до того, как подумал о хореографии,
поэтому движения танцоров строились вокруг ограничений этих произведений искусства,
которые они носили. В результате исполнители передвигались по сцене в
виде заводной игрушки или марионетки.
Кадр из репродукции балета Das Triadische 2014 года Баварского
государственного балета II в Мюнхене, Германия.
Механические движения танцоров в сочетании с костюмами, заполненными
пружинами, винтами и болтами, создали балет для эпохи машин.
Шлеммер думал, что в будущем
«акт механизации жизни с помощью машин и технологий, тенденция,
которую мы не можем игнорировать, заставит нас с большей
осознанностью воспринимать человеческую машину и механизмы организма».
Несколько пьес Das Triadische Ballett были поставлены после его первоначального
успеха в 1920-х годах. Хореография для костюмов была утеряна давным-давно, и выжили
только восемь минут оригинальной партитуры, написанной для «механического органа»
Пола Хиндемита. Это частично связано с очень неточными описаниями самого
Шлеммера и с тем фактом, что мало усилий было предпринято, чтобы сохранить
эту работу после того, как нацисты заклеймили Шлеммера как «выродившегося
художника» во время Третьего рейха.
Как следует из названия (на английском The Triadic Ballet ), балет состоит из трех актов.
Первый происходит на лимонно-желтой сцене и представляет собой комедийный
бурлеск. Второй акт, радостная ода пастырскому празднику, разворачивается на
фоне жевательной резинки. Наконец, зритель переносится в трансцендентное, мистическое
и сказочное царство в третьем акте, который происходит на сцене, одетыми в темно-черное.
Слева: балетный костюм Шлеммера / Справа: комбинезон Ziggy Stardust от Kansai Yamamoto.
К сожалению, Шлеммер впал в глубокую депрессию в последние годы своей жизни и умер
в социальном изгнании в 1943 году. Но его наследие продолжало жить, вдохновляя художников
и дизайнеров в течение почти столетия после того, как его творения ожили в Баухаус. Например,
один из костюмов Шлеммера вдохновил знаменитый комбинезон Дэвида Боуи Ziggy Stardust,
разработанный Кансай Ямамото в 1973 году.
Journal information