В конце 19 века женщины стали самыми восторженными
пользователями новых педальных велосипедов.
«Раньше я думал, что самое худшее, что может сделать женщина, - это курить, но передумал.
Худшее, что я видел в своей жизни, - это женщина, едущая на велосипеде ».
Так корреспондент Chicago Tribune 25 июля 1891 г. заявил в своей колонке.
Так же он сказал, что сделает жизнь своей будущей невестки нерадостной, если она проявит
малейшую склонность к велоспорту.
Женщины - велосипедные пионеры, производили огромное впечатление на общество.
Первые модели велосипедов 1817 года представляли собой простой стержень, соединенный двумя
колесами. Примерно в 1870 году были добавлены педали, которые, помимо возможности передвигаться
быстрее, также увеличивали шансы выбраться из приключения невредимым. Эти «велосипеды» с
передним колесом больше заднего были заменены велосипедами с колесами одинакового размера и цепями,
которые передавали энергию от педали к заднему колесу. Велосипеды ранней Belle Époque начали
продавать по непомерным ценам тем, кто мог себе это позволить.
В инструкциях по поведению того времени было определено, что последнее,
что женщина должна делать на улице, - это привлекать внимание.
1880 год
Женщины из высшего сословия осмелились воспользоваться этим новым изобретением, которое
дало им возможность свободно и быстро перемещаться в мире, который обрекал их на заключение
в семейном доме. Эти пионеры привлекали всеобщее внимание, что само по себе было плохо.
В инструкциях по поведению того времени было ясно указано, что последнее, что женщина должна
делать на улице, - это привлекать внимание прохожих. Спешка была признаком грубости, равно
как и громкий разговор или размахивание руками.
В середине 19 века Амелия Блумер изобрела в турецком стиле мешковатые брюки, которые фактически
представляли собой юбку, разделенную на две части. Эти шаровары были встречены с большим
неприятием. Некоторые велосипедистки надевали эти штаны, чтобы было удобно крутить педали, но они
подвергались критике и даже физической агрессии.
Велосипедисты в парке в Париже, Болонский лес. Масло Жана Беро. 1899.
Постепенно образ женщины на велосипеде больше не стал казаться странным. Все дешевле и дешевле,
и всё больше популярны становились велосипеды. Возникло множество женских клубов, которые
давали возможность путешествовать в компании и таким образом избегать уличных преследований.
РАЗРЫВ СХЕМ
Женщина, которая ехала на велосипеде, нарушила установленные правила женского поведения и стала
человеком сомнительной морали. Первых велосипедисток сопровождал грандиозный скандал.
Лондончанка Эмма Идес была встречена камнями; многие другие подверглись оскорблениям и нападкам.
Как будто этого было недостаточно, врачи того времени считали, что езда на велосипеде вредна для
женского организма, который считался более слабым, чем мужской. Они считали, что езда на велосипеде
может вызвать бесплодие и нервные расстройства.
Но эти пионеры столкнулись не только с укоренившимися предрассудками того времени. Они столкнулись
с еще большим препятствием: женская одежда, состоящая из тяжелых платьев (нижнее белье весило около шести
килограммов) и узких корсетов, с помощью которых нельзя было выполнять малейшие упражнения без обморока.
На помощь велосипедистам пришли шаровары, очень мешковатые штаны. Но когда некоторые женщины
осмелились их надеть, разразился огромный скандал. Священники посвящали проповеди, чтобы
подчеркнуть греховность дела, французским учителям запретили ходить с ними в школу, а аристократке
леди Хабертон запретили находиться в кафе из-за шароваров, куда она зашла, чтобы выпить кофе,
прежде чем снова покататься на велосипеде. Битва за штаны была проиграна, но тем
временем в эмансипации женщинбыл проделан большой путь.
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ВЕЛОСИПЕДОВ
Постепенно образ женщины на велосипеде больше не был странным. Все дешевле и дешевле стали
популярны велосипеды. Возникло множество женских клубов, которые давали возможность
путешествовать в компании и таким образом избегать уличных преследований. Примеры, такие как
«Вокруг света на велосипеде» Энни Лондондерри в 1895 году, захватили воображение многих и доказали,
что женщины способны на те же подвиги, что и мужчины. Между тем в рекламе велоспорт представлялся
как респектабельное занятие. Теперь врачи рекомендовали кататься на велосипеде, а журналисты
увидели в велосипедистке «новенькую». Женский пол покорял новую территорию, ранее запрещенную.
Одри Хепбёрн 50-ые
Эльза Мартинелли, 1956 год
Фактически, это явление стало настолько популярным, что в конце Belle Époque незамужняя женщина
жаловалась, что больше не может флиртовать, не катаясь на велосипеде. Несмотря на то, что она
расширила горизонты своего жанра, ее чрезвычайно беспокоили неудобства, связанные
с этим видом спорта.
Альберт Джозеф Пено (1862-1930)
Художник – Игорь Мудров
Journal information