Яков Балглей - забытый современник Шагала
Яков Балглей, Автопортрет. 1928 год.
Яков Балглей кажется очень интересным примером талантливого художника, который был
забыт как из-за капризов судьбы, так и из-за того, что его просто не интересовали мирские успехи.
Яков Балглей, Rue à Jérusalem
Судя по вышеприведенной гравюре «Rue à Jérusalem», можно подумать, что Яков Балглей,
как и Шагал, любил жизнь и ее чувственные удовольствия, но на самом деле он, кажется,
был угрюмым и суровым персонажем. Веселые танцы и музыка на этом офорте, вероятно,
отражают его радость от реализации своей мечты всей жизни - посетить Иерусалим; это
изображение, полное движения и жизни.
Яков Балглей, музыканты
Художник и гравер Яков Балглей родился в Брест-Литовске (ныне Брест) в Беларуси в 1891 году.
Отец Яков Балглей был раввином, и он был воспитан как ортодоксальный еврей. Как и Шагал,
его почти прямой современник, Яков Балглей часто черпал вдохновение из Библии. После учебы
в ешиве Яков Балглей начал писать иконы, это была его первая художественная практика.
Яков Балглей, À la fontaine
После непродолжительного изучения медицины в Санкт-Петербурге и архитектуры в Одессе, Яков
Балглей переехал в Париж в 1911 году, чтобы продолжить свои архитектурные исследования в Школе
изящных искусств, и поселился в художественном квартале Монпарнаса, где он общался с Шагалом,
Сутиным и Модильяни. Но Яков Балглей никогда не был частью какой-либо группы и не интересовался
амбициями и соперничеством своих товарищей-художников, которых он называл «микробами».
Яков Балглей Лекция по Библии
Офорт (двойной лист с центральной складкой)
В своем «Портрете Яков Балглей» Клод Роджер-Маркс говорит, что Яков Балглей «жил во сне»,
интересовался только внутренним миром и стремился только к вечному. Он вел себя как
страдающий пророк.
Мастерская Балглея, находившаяся в переулке Младенца Иисуса, служила художнику и жилищем,
французский критик Клод Роже-Маркс, навещавший Балглея, писал: «…Пол усыпан тюбиками красок,
рисунками, эстампами. На маленькой спиртовке готовится скудный ужин. Кровать скрыта … под грудой
книг… Платон, Спиноза, Библия – в них он находит свое прибежище… и источник вдохновения».
Яков Балглей, Cabbaliste en prière
Как художник, Яков Балглей был по сути самоучкой. В офорте он взял Рембрандта и Дюрера
в качестве моделей. У него был собственный печатный станок, и с 1918 года он напечатал и
опубликовал серию портфолио:
Seize eaux-fortes, Anciennes et Nouvelles Prédoxs, La Guerre et la Paix, Premiers essais pour sept études,
Études inachevées и Sept paysages.
Яков Балглей, Famille en lecture
В 1920 году Яков Балглей познакомился со своей будущей женой Алисой Керферс, студенткой Школы
декоративного искусства, и она познакомила его со строгими духовными красотами своей родной
Бретани. В 1924 году он принял французское гражданство. В том же году у него была первая и
единственная персональная выставка, и хотя Роджер-Маркс говорит, что он никогда не участвовал
в Салонах, Бенези утверждает, что он выставлялся в Осеннем салоне.
Яков Балглей, Без названия (Рыбаки)
В 1925 году Яков Балглей и Керферс отправились в Италию, Сирию и Палестину, давняя мечта.
Молодые супруги путешествуют – Италия, Лазурный Берег, Египет, Палестина… Яков Балглей продолжает
много читать, он поступает на Высшие курсы филологии и истории. Он целые дни проводит в музеях,
знакомясь с творчеством Дюрера, Гойи, Рембрандта, Делакруа, Коро, Курбе и Сезанна. Именно познания,
полученные из книг и в ходе учебы, позволяют ему расширить круг сюжетов своих работ.
Яков Балглей, Без названия (Всадник)
Влиятельнейший французский критик первой половины ХХ века Луи Восель считает гравюры и офорты
Яков Балглей «лучшим, что можно найти в наше время» и всячески поощряет художника, по-прежнему
сомневающегося в своем мастерстве.
У Яков Балглей, кажется, был очень трудный и угрюмый характер, он вел аскетический образ жизни в
крайней нищете, «жил как беглец, гордясь своим несчастьем».
Яков Балглей, Без названия (Велосипедист)
Семейная жизнь благотворно подействовала на Яков Балглей, и к 1928 году цветовая палитра его картин
становится все более светлой и нежной, близкой к тонам импрессионистов. Но не следует считать,
что он просто следовал проторенным путем. Яков Балглей продолжает свои искания, он по-прежнему
исследует человеческую душу. В это время художник пишет несколько прекрасных портретов жены и
дочерей, полные любви и света. Он часто уезжает за город, где пишет прекрасные пейзажи.
Многообещающая карьера Яков Балглей оборвалась с его смертью в Париже в 1934 году в возрасте 43 лет
от сердечного приступа (хотя он вызвался записаться в армию в 1914 году, ему отказали из-за уже
очевидных проблем с сердцем).
Яков Балглей, Без названия (Семья под яблоней)
Клод Роже-Маркс, хорошо знавший его, пишет в «Портрете Жакоба Бэлгли», что он умер «жертвой своего
времени, мертвым от слишком высокой цели, мертвым от гордости и одиночества, непонятным для
себя, своих родственников и друзей».
Яков Балглей, Без названия (Девушка приближается к дому)
Хотя о Яков Балглейпрактически забыли, в отличие от «микробов» Шагала, Сутина и Модильяни,
после его смерти было проведено несколько ретроспективных выставок его работ:
в 1939 году в Galerie Marcel Guiot,
в 1955 году в Galerie Marcel Bernheim,
в 1974 год - в Mairie du 1 Arrondissement,
в 1982 году - в Cimaise de Paris,
в 1983 году - в Centre Juif d'Art et de Culture.
Его похоронили на парижском кладбище Пер-Лашез.
Из творчества Якова Балглея:
Источник – Блог Adventures in the Print Trade
Journal information