Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Геометрическая сущность отношений

Обри Бердсли к «Саломее» Оскара Уайльда


Иллюстрации Обри Бердсли к «Саломее» Оскара Уайльда подорвали викторианские
гендерные нормы и произвели революцию в графическом искусстве






За свою короткую жизнь Обри Бердсли (1872 - 1898) стал пионером движения модерн и навсегда
изменил курс графического искусства. Он был художником элегантного и несентиментального
преувеличения, и все же за его гротескной эстетикой скрывалась тонкая чувствительность
к человеческим страхам, стремлениям и отношениям.

Он отстаивал плакат и крупномасштабную печать как современную среду графического искусства.
Рожденный под тиранией масляной живописи как единственной приемлемой формы «картины»,
он восстал против представления о том, что картина – это
«что-то, что написано маслом или написано на воде, которое нужно повесить на стене комнаты»,
и без устали отвергал самонадеянность.





Обри Бердсли в 1895 году


В своем потрясающем трактате « Черное и белое: портрет Обри Бердсли» 1968 года
британский писатель, критик, музыковед и социальный реформатор Бриджит
Брофи называет Бердсли:
«самым сильно и электрически эротичным художником в мире»,
«возможно единственный художник, практикующий в [тот период],
который никогда не был сентиментальным»,


Живи (люби) сейчас: умри рано или поздно - это классически суть лирического искусства
Обри Бердсли, который был прежде всего художником-лириком.
Бердсли лирический благодаря своему дару линии, который напоминает дар мелодического
изобретения. На самом деле, линии Бердсли, как великие мелодии …
Последовательность Бердсли похожа на последовательность сонета.





Однако его никогда не волнует литературное содержание изображения.
Его портреты, в том числе его самого, не столько портреты, сколько иконы.
Он рисует не людей, а персонажей; он драматизирует не отношения между личностями,
а чистую геометрическую сущность отношений.
Его суровая черно-белая эстетика - как и его жизнь, как и вся жизнь - представляет собой
контраст жестоких и оживляющих контрастов, особенно в его рисунках к пьесе
Оскара Уайльда « Саломея» .






В феврале 1893 года британский журнал заказал Бердсли единственный рисунок, основанный
на оригинальном французском издании «Саломеи» . Но представленная им великолепно гротескная
работа - Саломея, наслаждающаяся отрубленной головой Иоанна Крестителя - была слишком
смелой, и журнал ее отверг.
В апреле другое художественное издание включило рисунок в свой выпуск, и отправило его Уайльду,
которому рисунок понравился настолько, что он предложил Бердсли контракт на десять
полностраничных иллюстраций и дизайн обложки для английского издания.
Бердсли был двадцать один год, а Уайльду - тридцать восемь.






Первоначально Бердсли хотел перевести, а не иллюстрировать пьесу Уайльда, но эта честь
выпала на долю лорда Альфреда «Бози» Дугласа, давнего любовника Уайльда.
Бердсли относится к своему искусству как к акту дополнительной интерпретации, а не как
к буквальному визуальному переводу - его рисунки находятся в тесном диалоге с текстом Уайльда.
Сам Уайльд сравнивал рисунки Бердсли с
«непослушными каракулями, которые не по годам развитый мальчик делает на полях своей тетради»,
что было скорее восхищение, чем принижение.






Объединенная сила этих двух гениев, бросающих вызов традициям, привела к творческой
революции - пьеса стала мишенью цензоров за изображение библейских персонажей, а сильно
эротические рисунки Бердсли подорвали гендерные нормы той эпохи - изображая женщин
как сексуальными, даже как сексуально хищными, а не послушными и скромными существами,
которыми им принято было быть в викторианском обществе.






Брофи, на которого сильно повлиял Фрейд, пишет:
«Не по годам развитые дети отличаются тем, что в детстве они удивительны,
потому что напоминают взрослых. В зрелом возрасте они часто - как Моцарт и Бердсли
- удивительны, потому что напоминают детей.»


Бердсли напоминает ребенка, лежащего в постели и смотрящего, как его мать одевается на
званый обед. Его фантазия вешает это здесь, пробует эффект этого там: все - драгоценный
камень, и все - половой орган. Он соблазнен, но боится прикоснуться: он вынужден отказаться
от холодной мелочности детального внимания, и в то же время страстно любопытен
с эмоциональным и вовлеченным любопытством, которое дети придают сексу.









Неудивительно, что андрогинность и глубокая двойственность в отношении сексуальности
пронизывают творчество Бердсли - он сам был молодым геем, который, по мнению
биографов, умер девственником.






Судьба его соавтора Уайлда не только усугубила личные страхи Бердсли, но и разрушила
его профессиональную жизнь.
Через год после английской публикации « Саломеи» Уайлд был арестован за гомосексуальное
поведение. Во время ареста у него была копия « Афродиты» Пьера Луиса , переплетенная в
желтую бумагу, как французские романы в то время. СМИ, из-за своей постоянной склонности
к разжиганию скандалов ложью , неверно сообщили, что Уайльд носит с собой «Желтую книгу»
- литературный журнал, художественным руководителем которого был Бердсли. Сразу же толпа
напала на офисы издателя и разбила окна. Несколько известных авторов «Желтых книг»
пригрозили выйти из журнала, если Бердсли не будет уволен, хотя его единственное
сотрудничество с Уайльдом была «Саломея», а Уайльд никогда не публиковал
эти иллюстрации в журнале.






Из-за совокупной мерзости плохой журналистики, издевательств Бердсли потерял работу
и свой доход. Ему и его сестре Мэйбл пришлось покинуть дом, в котором они жили.
К счастью, несколько месяцев спустя Бердсли был нанят в качестве арт-директора нового
периодического издания под названием Savoy с еженедельной зарплатой в 25 фунтов стерлингов,
или около 2600 фунтов стерлингов в сегодняшних деньгах - приличная сумма, учитывая,
что Уайльд на пике своей славы как первая популярная знаменитость двадцатого века
зарабатывала на своих пьесах всего в четыре раза больше.






Бердсли умер как раз тогда, когда он становился одним из самых выдающихся художников-графиков
своего времени, его талант и признание прервались туберкулезом в двадцать пять лет..
Его дальновидный гений, пожалуй, лучше всего отражен надписью Уайльда на копии
оригинального французского издания «Саломеи», которую он посвятил Бердсли:

«Для Обри: для единственного артиста, который, помимо меня, знает,
что такое Танец семи вуалей, и может видеть этот невидимый танец.»



Источник - Brain Pickings



Tags: иллюстрации
Subscribe

Posts from This Journal “иллюстрации” Tag

  • Парижские сцены

    От Луи Икар Луи Икар (1888- 1950) был французским живописцем, графиком и иллюстратором. Луи Икарт Очарование Монмартра Год: 1932…

  • Окунитесь в мир Эрте - часть 2

    Окунитесь в мир Эрте - часть 1 «Воображение — главное в моем творчестве. Всё, что я делал в искусстве — игра воображения. И…

  • Окунитесь в мир Эрте - часть 1

    «Я не только делаю то, что хочу, но делаю это по-своему, а не под влиянием какого-либо другого художника». Эрте Эрте и его мир…

  • Потрясающие силуэты деревьев ночью, 1920 год

    «Если посмотреть на внешний вид дерева днем или ночью, разве они не из рода человеческого, корни которого уходят в землю, а руки простираются…

  • Печальные рисунки

    «Любовь. Нет более чище и разрушительнее эмоций в мире, чем любовь. И эти печальные иллюстрации напоминают нам, что нет также никаких эмоций,…

  • Необычные фигуры Брачелли (1624)

    На первый взгляд можно подумать, что эти изображения возникли из какого-то до сих пор неизвестного уголка кубистского движения, но эти…

  • Жемчужина иллюстрации 1973 года

    Алиса в стране чудес, иллюстрированная Ральфом Стедманом Алиса в стране чудес , любимая сказка, вдохновила создание множества потрясающих…

  • Книга французских басен - 1877

    Общественная и частная жизнь животных Общественная и личная жизнь животных Шталь, П.-Дж., 1814-1886; Грандвилл, JJ, 1803-1847; Томсон,…

  • Детская книга - Мрачный головорез с серьгой в ухе

    Пираты Говарда Пайла Howard Pyle (1853 — 1911) — американский художник-иллюстратор и писатель (главным образом, детский).…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments