
Адольф Вильям Бугро.
«Любовь (Милосердие)», 1859.
Частная коллекция.
Думаю, не будет преувеличением сказать – и вы наверняка со мной согласитесь, – что половые
отношения наложили на нашу цивилизацию огромный отпечаток. Практически вся мировая
литература – зеркало нашей социальности – пронизана отношениями между самцом и самкой.
Тахир и Зухра, Ромео и Джульетта, Лаура и Петрарка, Дон Кихот и положенная ему Дульсинея…
Больше, чем про любовь, в мировой литературе только про смерть написано, потому что сильнее
полового только инстинкт самосохранения. Редко можно найти художественную книгу без любовной
линии, вплетенной в сюжет. Мне в голову сейчас приходит только один великий писатель, у которого
ни в одном произведении нет любовных линий – Артур Кларк. Но это исключение имеет естественное
объяснение: Артур Кларк – гомосексуалист… Внимательный глаз всегда найдет в его романах
то, чего не замечает невнимательный – линии преданной мужской дружбы между героями.
Копулятивные отношения – основа социальной деятельности. Коротышки-наполеоны, которым не
хватает женского внимания, сублимируют свои комплексы в бурной политической или общественной
деятельности. Множество внешних и внутренних подвигов совершает человеческий самец, отдавая или
не отдавая себе отчет в том, что целью этих подвигов всегда в конечном итоге является обладание
самкой или завоевание лучшего места в иерархии, завоевание любви соплеменников. В конце сказки
главный герой получает полцарства (большая территория, приличный кусок ареала обитания) и
принцессу в придачу (красивая самка). После чего стали они жить-поживать, добра наживать…
Здесь только добро наживное – от разумной социальности, все остальное – чистая животность.
Подаренное нам природой чувство половой любви столь ярко, что даже Абсолют,
Сверхсущество, создавшее Вселенную, люди помазали той же краской: «Бог есть Любовь».
Столько сказок, столько глупых романтических пелерин наворочено вокруг этого, в сущности,
достаточно примитивного чувства, что пора, наконец, с ним окончательно разобраться.
Со всех позиций. Чтобы ни одна сторона предмета не осталась не освещенной. Чтобы любовь
предстала перед нами голой. И простой. Потому что понимание – главный шаг на пути к
использованию. Ибо не любовь должна крутить вами. А вы ею. «Закон для человека, а не человек
для закона», – как цинично заявлял некто И. Христос в свое время. Кто, в конце концов, хозяин в
доме вашего тела?!. Вы или ваши неуправляемые чувства?.. Вы должны быть хозяином своих
чувств, а не идти у них на поводу.
Александр Никонов. «Апгрейд обезьяны».
Journal information