Pleurants
В эпоху позднего средневековья в Западной Европе пришла мода на анонимные скульптурные
фигуры, представляющие плакальщиц , используемые для украшения изощренных надгробных
памятников. Эти фигуры изображают скорбящих, которые молятся за умершего стоя во время
похоронной процессии. В XVI и XVII веках практика размещения анонимных плеврантных
фигур исчезла. Поскольку многие из первоначальных гробниц подверглись вандализму или были
разрушены, осталось относительно немного примеров.
Одной из самых значительных сохранившихся фигур это « плакальщики » и «плакальщицы»,
украшавшие гробницу Изабелла де Бурбон, графиня де Шароле.
Из гробницы Изабеллы Бурбонской, мастерская Бормана (приписывается),
Ренье ван Тьенен (приписывается), ок. 1475 - ок. 1476
Изабелла де Бурбон, графиня де Шароле (1436 —1465) — вторая жена Карла Смелого,
графа Шароле и будущего герцога Бургундии. Она была дочерью Карла I,
герцога Бурбона и Агнессы Бургундской.
Изабелла де Бурбон
Она умерла от туберкулеза в Антверпене, в 1465 году, в возрасте 29 лет, в аббатстве Синт-Михелс,
где и была похоронена. Ранняя смерть Изабеллы означает, что она не успела сыграть значительной
роли в придворных интригах и политической жизни, оказать большого влияния, но после своей
смерти она стала символом богатства герцогов Бургундских, которое позже унаследует ее единственная
дочь Мэри. Поскольку второй брак герцога не произвел на свет сыновей, Мария была наследницей
герцогства, и ее брак с Габсбургом на протяжении веков имел серьезные последствия.
Герцогиня Мария Бургундская.
Портрет М. Пахера
Мария Бургундская (1457 - 1482) воздвигла погребальный памятник своей
матери в аббатстве Святого Михаила в Антверпене.
Бронзовая скульптура Изабеллы на саркофаге черного мрамора, украшенном ангелами, геральдическим
оружием и мемориальными досками с эпитафиями. Ее волнистые волосы густой волной струятся
по подушке. Похоже, ее платье лепилось с вертикальной фигуры.
У ног две собаки, символ верности отцу и мужу.
Гроб был окружен 24 фигурками скорбящих членов семейства и предков Изабеллы.
Эти фигурки, известные как плакальщики (pleurants), символизировали важность
Бургундской династии.
Работа приписывается Ренье Ван Тиенену.
Предполагается, что модели амстердамских статуэток были
предоставлены Делемером или его мастерской.
В 1566 году в ходе иконоборческого восстания гробница Изабеллы подверглась разрушению.
Радикальные протестанты уничтожали изображения в католических церквях и монастырях.
Разрушение было оправдано утверждением Кальвина о том, что все изображения в церквях
были идолопоклонников и должны были быть удалены. В результате гробница Изабеллы
лишилась украшений, а «плакальщицы» исчезли.
В 1691 году десять из них оказались в распоряжении бургомистров Амстердама,
ошибочно принявших их за статуи графов и графинь Фландрии.
Позднейшие исследования искусствоведов доказали, что в реальности большинство из скульптур
изображали предков Изабеллы, в частности, Людвига Баварского (с императорской короной и
державой) и его сына графа Голландии Альбрехта (с крестом Св. Антония на шее) и пр.
В идентификации статуй помог список имён, опубликованный в 1695 году Даниэлем Папеброчиусом.
Эти изваяния, в течение ста лет выставлявшиеся в амстердамском Рейксмюсеуме, являются
ценным источником для историков средневековой моды, поскольку детально изображают костюмы
бургундской знати первой половины XV века.
Остальные статуи, в том числе изваяние самой Изабеллы, оказались в Антверпенском соборе
Богоматери. Первоначальное убранство её гробницы было утрачено.
В этой подборке представлены десять сохранившихся скульптур плакальщиков
с надгробия Изабеллы де Бурбон из собрания Рейксмюсеума в Антверпене.
Journal information