Иллюстрированная история Санта-Клауса
Вопреки тому, что многие думают, Санта-Клаус, каким мы его знаем сегодня - катающийся на санях, даритель
подарков, пухлый и седобородый, в своем характерном красном костюме, отороченном белым мехом, - не был
творением компании Coca Cola. Хотя их рождественские рекламные кампании 1930-х и 40-х годов были
ключом к популяризации изображения, Санта можно увидеть в его современной форме за десятилетия до
того, как иллюстратор Coca Cola Хэддон Сандблом приступил к работе.
Прежде чем остановиться на своей знаменитой красной одежде и веселой бородатой физиономии, на протяжении
второй половины 19 века Санта трансформировался в самые разные образы. Из описания, данного в книге
Клемента Мура « Визит святого Николая».В 1822 году, благодаря видению художника Томаса Наста, а затем
Нормана Роквелла, г-н Клаус постепенно избавился от различных обличий и превратился в веселого Санта-Клауса
в красном костюме, которого мы знаем сегодня. Ниже показана его эволюцию на протяжении веков.
XIII век
Имя Санта-Клаус происходит от неофициального голландского названия Святого Николая, Синтерклаас
(сокращение от Sint Nikolaas ). Святой Николай был историческим греческим святым 4-го века (из области,
которая сейчас находится на территории современной Турции), который имел репутацию тайного
дарителя подарков, например, вкладывания монет в обувь, оставленную для него. Он также прославился
тем, что подарил трем бедным дочерям благочестивого христианина приданое, чтобы им не пришлось
становиться проститутками.
Святой Николай «Липенский» на русской иконе 1294 года
из Липненской церкви святителя Николая в Новгороде
Святой Николай, покровитель детей, издавна ассоциируется с дарением детям подарков. На этом параллели
с современным Санта-Клаусом не заканчиваются. В своей голландской форме Sinterklaas он был изображен
несущим посох, верхом по крышам (на огромной белой лошади) и озорными помощниками, которые
прислушивались к дымоходам, чтобы узнать, плохи ли дети или хорошие. Все эти особенности также связывают
его с легендой об Одине, боге, которому до христианизации поклонялись германские народы
в Северной и Западной Европе.
Хотя в Европе праздник Святого Николая, как правило , на 6 декабря, был очень популярен в средних веках,
после реформации в 16 веке празднование вымерло в большинстве протестантских стран, кроме Голландии ,
где празднование Sinterklaas жило .
XVII век
Другой важной составляющей образа Санта-Клауса был феномен Деда Мороза, также известного как Старый
Дед Мороз, Сэр Рождество и Господь Рождества, - традиционная фигура в английском фольклоре,
отождествляемая со столь же бородатым древнеанглийским богом Воденом. Обычно он олицетворял
настроение на Рождество, но не ассоциировался ни с детьми, ни с принесением подарков.
Дед Мороз, как изображено в книге Иосии Кинга
« Испытание и испытание Деда Мороза» (1686 г.)
Считается, что самые ранние английские примеры олицетворения Рождества относятся к гимну 15 века,
который относится к «Рождеству Сира». Изображение выше взято из книги Джозии Кинга « Экзамен
и суд Деда Мороза» (1686 г.), опубликованной вскоре после того, как Рождество было восстановлено
как священный день в Англии после того, как оно было запрещено в Англии после гражданской
войны как символ «католических суеверий и безбожного потворства своим слабостям». . »
1810 год
Хотя восточное побережье Америки было полно голландских поселенцев, только в начале 19 века
фигура «Синтерклааса» пересекла Атлантику и родила американизированного Санта-Клауса.
После Войны за независимость Нью-Йорк (бывший, конечно, Нью-Амстердам), уже находящийся
под сильным голландским влиянием, увидел новый всплеск интереса к голландским обычаям,
а вместе с ним и к Святому Николаю. В 1804 году Джон Пинтар, влиятельный патриот и антиквар,
основал Нью-Йоркское историческое общество и провозгласил святого Николая святым покровителем
общества и города. 6 декабря 1810 года в обществе состоялся свой первый юбилейный обед
святого Николая, и Пинтар поручил художнику Александру Андерсону нарисовать изображение
святого для раздачи на обеде. В Андерсоне В своем изображении он все еще изображался как
религиозный деятель, но теперь он также явно складывал подарки в чулках у камина и ассоциировался
с вознаграждением за доброту детей. В то время как «День Святого Николая» никогда не
развивался так, как хотел Пинтар, образ Андерсона «Санкте-Клаус» определенно имел успех.
Печать Святого Николая Александра Андерсона по заказу Джона Пинтара (1810 г.)
За год до праздника Исторического общества Нью-Йорка автор Вашингтон Ирвинг написал о Санте в
своей сатирической прозе «История Нью-Йорка Никербокера» , описав веселого персонажа святого
Николая в отличие от святого епископа прошлого - того, кто летел на оленьей тяге. сани и доставили
подарки по дымоходам. Следующим ключевым шагом к закреплению образа Санта-Клауса стало
стихотворение 1822 года под названием «Визит святого Николая», написанное Клементом Муром, позже
более известное как «Ночь перед Рождеством» . Мур опирался на описание Ирвинга и традицию Нового
Амстердама Пинтара и добавил еще несколько элементов, похожих на Одина из немецких и
скандинавских легенд, чтобы создать постоянно подмигивающего, едущего на санях Святого,
а также имена его летающих оленей.
1863 год
Со временем к легенде о Санта-Клаусе добавлялось все больше и больше. Карикатурист Томас
Наст установил границы нынешнего образа Санта-Клауса с помощью первоначальной иллюстрации
в выпуске Harper's Weekly за 1863 год, как часть большой иллюстрации под названием
«Рождественский фурлаф».
Фрагмент иллюстрации Томаса Наста "Рождественский фурлаф" для первой
полосы журнала Harper's Weekly за 1863 год.
На более поздних рисунках Наст был добавлен дом на Северном полюсе, а также мастерская по изготовлению
игрушек и большая книга, заполненная именами детей, которые были непослушными или милыми.
1864 год
Несмотря на то, что Наст достал оленей, сани и т. Д. До футболки, знаменитый красный костюм еще не
был установлен. На протяжении десятилетий Санта-Клаус изображался в различных цветах, таких
как синий, зеленый и желтый, как показано в этом издании 1864 года книги Мура «Визит святого Николая».
Иллюстрация из издания 1864 года стихотворения Клемента Мура « Визит святого Николая»
.
1868 год
В этой рекламе Sugar Plums 1868 года мы видим красную куртку, но шляпу зеленого цвета, и, кажется,
на нем совсем нет брюк.
Санта-Клаус Сахарные сливы, демонстрирующий Санта-Клауса
в красном костюме на санях с оленями
1881 год
На этой иллюстрации Томаса Наста, написанной позднее в 1881 году, названной «Веселый старый Санта»,
современный персонаж Санты действительно начинает формироваться. Присутствует веселая
округлость и важнейший красный цвет костюма.
Цветная версия известного изображения Томаса Наста, который ниже
Самый известный рисунок Томаса Наста, «Старый веселый Санта-Клаус»,
из журнала Harper's Weekly от 1 января 1881 года.
1902 год
«Жизнь и приключения Санта-Клауса » автора «Волшебника страны Оз» Л. Фрэнка Баума с его
разработками и множеством дополнительных деталей во многом способствовали популяризации легенды
о Санта- Клаусе . Однако на обложке первого издания книги Баума мы видим, что красный цвет его
костюма еще не был «обязательным».
Обложка к первому изданию книги Л. Фрэнка Баума
«Жизнь и приключения Санта-Клауса» (1902 г.)
В этой обложке Пака, иллюстрированной австралийцем Фрэнком А. Нанкивеллом, мы, возможно,
впервые видим изображение Санты, неотличимое от сегодняшнего.
Санта-Клаус, как показано Фрэнком А. Нанкивеллом в Puck , v. 52, no. 1344 (3 декабря 1902 г.)
1906 год
В этой брошюре канадского универмага 1906 года мы видим, что Санта в своем черном костюме
с отделкой и шляпе без качающейся шляпы все еще мог отклоняться от своего типичного образа.
Обложка рождественского каталога универмага Eaton за 1906 год
с изображением Санта-Клауса. Торонто, Канада
1913 год
.
Иллюстратор Норман Роквелл с его многочисленными изображениями в течение 1920-х годов
сыграл ключевую роль в укреплении современного образа Санты. Вот его ранняя иллюстрация,
сделанная до Первой мировой войны.
Обложка Нормана Роквелла «Мальчики жизнь» опубликована в декабре 1913 года
1914 год
Японская иллюстрация 1914 года, показывающая, что легенда о Санте распространилась
намного шире, чем только Европа и Америка.
Японская иллюстрация с изображением Санты, художник неизвестен
1918 год
Санта появляется в классической форме в этом фрагменте американской пропаганды
времен Первой мировой войны.
Плакат Управления пищевых продуктов США. Отдел образования, отдел рекламы.
1920 год
Здесь представлены только две из множества тематических обложек Нормана Роквелла в стиле
Санта-Клауса для Saturday Evening Post . Подобно изображениям Сандблома для Coca Cola более
десяти лет спустя, эти изображения Роквелла придают персонажу очень физиологически человеческий
и натуралистический аспект, в отличие от более мультяшных черт, которые были раньше.
Две обложки для Saturday Evening Post Нормана Роквелла, левый один из 1920, справа от 1922
1930 год
Санта в Австралии в 1930 году.
Иллюстрированная обложка из Квинслендера, 25 декабря 1930 г.
1942 год
На плакате времен Второй мировой войны в США ниже Санта радикально отличается от
веселого красного костюма и облачается в суровые оттенки войны.
Плакат Управления по чрезвычайным ситуациям Управления военного производства.
1942 год
Плакат Управления по чрезвычайным ситуациям Управления военного производства.
Источник - publicdomainreview.org
Journal information