Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Category:

Налоги в Древнем Египте



Финансовые агенты фараонов прибегали к угрозам
и жестокому обращению,
чтобы заставить крестьян платить дань






Египет был первым централизованным государством в мире, а это значит,
что египтяне также первыми выполнили одно из неотвратимых обязательств
своих граждан во все времена и во всех местах: платить налоги.



Еще в 4-м тысячелетии до нашей эры, до объединения страны, налоги собирались
в небольшом масштабе в пределах географических границ додинастических царств
Верхнего Египта, таких как Абидос, Нагада и Иераконполис. С появлением единого
государства по всему Египту примерно в 3100 году до нашей эры фараоны создали
систему сбора, которая охватывала всю страну и поддерживалась
специализированной и эффективной бюрократией.

Вначале сам король отвечал за создание системы сбора или, по крайней мере, за
ее продвижение своим присутствием. Вместе со своим двором он отправлял
флотилию, с которой он пересекал долину Нила, чтобы перенести свою резиденцию
из Абидоса, на юге страны, в Мемфис, на севере, и наоборот. Это было то, что
известно как «последователи Гора» (король считал себя воплощением бога-сокола
Гора на земле),  и что  давало фараону возможность предстать перед своими
подданными. То, что поездки были связаны с трудностями видно из того,
что они проводились всего лишь раз в два года.



«УЧЕТ СКОТА»


Пользуясь присутствия государя, лица , ответственным за наполнение казны,
организовывали в каждом городе церемонию , так называемую - «подсчет
крупного рогатого скота . » Но во времена Древнего царства двор стал оседлым,
и сбор происходил ежегодно, он больше не был связан с периодическим
путешествием фараона по Нилу.





Полихромная деревянная модель, обнаруженная в гробнице визиря
Мекетре, в одном из некрополей западных Фив.



Официальные лица вели подробный отчет, что фактически стало хронологией
государственного правления.
В одной из старейших известных анналов, о Палермском камне (V династия), мы
находим типичную налоговую запись:
«Восьмой год Нинетжера. Отслеживание Гора; четвертый раз учета крупного
рогатого скота. 4 локтя, 2 пальца».


Фактически запись включала четыре информационных пункта:
год правления фараона, перемещение фараона из Абидоса в Мемфис, номер
сбора налогов (в данном случае четвертый; следовательно, правило сборов
соблюдалось каждые два года) и высота, достигнутая разливом Нила,
около 3,5 метров.


Эта последняя информация была решающим фактором при исчислении налогов
в Египте . Затопление земель долины в период с июля по сентябрь стало ключом
к необычайному сельскохозяйственному богатству страны, источником зависти для
всех народов древнего Средиземноморья. Но уровень наводнения сильно
варьировался от года к году, что имело серьезные последствия: недостаточное
затопление означало, что земля осталась неорошаемой, а чрезмерное наводнение
привело к разрушению деревень и посевов.


Уровень наводнения, таким образом, определил результат сбора урожая, а вместе
с ним и сбор налогов, поскольку налоги всегда рассчитывались как часть сбора:
во времена Сайта (664-525 гг. До н.э.) они составляли 20 процентов, согласно
Райландам. IX Папирус . По этой причине официальные лица фараона всегда были
готовы контролировать высоту наводнения с помощью нилометров, например,
расположенных в Элефантине или Мединет-Хабу, на стенах которых была
выгравирована шкала в локтях. Чтобы они могли знать максимальную высоту
подъема воды.- информация, которая год за годом сохранялась в королевских
архивах. Из этой информации можно было рассчитать, по крайней мере
теоретически, аруру земли(каждая арура была эквивалентна 0,279 га), которую в этом
году орошали и засаживали. Поскольку  приблизительная продуктивность полей
была известна - около 10 зерен на каждое посаженное зерно, в зависимости от урожая,
прилежные писцы фараона знали, сколько они могут потребовать от крестьян.



ОБМАН, ЧТОБЫ ВЫЖИТЬ


Другая трудность, с которой столкнулись сборщики налогов, заключалась в том,
что после наводнения границы земли стирались из-за воздействия воды , поэтому
необходимо было четко разграничить каждое поле, чтобы узнать точную сумму,
причитающуюся королю. Эту задачу ежегодно выполняли геодезисты фараона,
которые обходили поля, вооруженные своими измерительными веревками
и папирусами, составляя кадастр.
В наставлениях Аменемопы–текст, написанный писцом в конце 19-й династии,
в 12-м веке до нашей эры - перечислены обязанности главного инспектора,
который, как говорят, является
«смотрителем зерна, контролирующим квоту урожая для своего лорда, который
регистрирует состав новой земли, во имя великого Его Величества, который
регистрирует отметки на границах полей, который действует от имени короля
в перечислении налогов, кто делает регистр земли Египта ».


Крестьяне часто пытались изменить границы в свою пользу , несмотря на то,
что это было строго наказуемой практикой, как показывает ссылка в Книге Мертвых.:
«Аруру я не уменьшал. Я не обманул земли »,
- утверждает покойный перед судом Осириса, бога будущей жизни.



УГРОЗЫ И ПЫТКИ


Сбор налогов всегда сопровождался принуждением и насилием или, по крайней мере,
угрозами. В мастабах Древнего царства мы находим изображения, как писцы
записывают заявления крестьян стоящих на коленях, при этом их крепко держат
угрюмые чиновники, вооруженные розгами и готовые их избить. Во многих случаях
на заднем плане сцены даже можно увидеть крестьянина, который более упрям
или лжец, чем остальные, который привязан к шесту и получает пайку
палок за свои проступки.





В мастабе визиря Мереруки из династии VI эта сцена изображена сбором
налогов от имени фараона. Агенты регистрируют платеж и, не раздумывая,
бьют непокорных или тех, кто пытался его избежать, чьи имена
выгравированы на всю вечность.



Текст Нового царства, «Сатира ремесел» , очень наглядно описывает
тяжелую жизнь фермеров :
«Когда [крестьянин] возвращается на свои земли, он находит их разрушенными.
Вы не видите ни пятнышка зеленого. Но худшее произошло, когда появились
сборщики налогов, беспощадно обращаясь с крестьянами. чтобы не дать им
ничего утаить: «Писец полей следит за урожаем. Его слуги преследуют
крестьян с дубинками, нубийцы с булавами.
Ему говорят: «Дай нам зерно!» "У меня нет зерна!"
Они жестоко избивают его. Связанного, его бросают в канаву. Его жена связана
вместе с ним. На детей одеты кандалы. Его соседи бросают его и убегают.
Когда все заканчивается – зерна у него не остается совсем.»


Простые египтяне всегда были на грани голодной смерти, поэтому для них украсть
простой мешок зерна у сборщиков налогов могло означать выбор между голодом
и выживанием . Неудивительно, что они пытались использовать все имеющиеся в
их распоряжении средства для уклонения от налогов даже рискуя получить
взамен несколько палок от восторженных головорезов,
сопровождавших сборщиков налогов.



Источник - Национальная География



Tags: Древний Египет, всячина
Subscribe

Posts from This Journal “всячина” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments