Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

О пропавших руках Лаокоона и его сыновей




История Лаокоона, троянского священника, на которого напали и убили вместе
с двумя его сыновьями гигантские змеи за попытку разоблачить уловку троянского коня,
хорошо известна в греческой мифологии. Трагическая история Лаокоона была пересказана
многими греческими поэтами, такими как Аполлодор и Квинт Смирней. Последний дал
подробное описание ужасной судьбы Лаокоона в его эпической поэме « Постгомерика» .
Лаокоон также упоминался известным греческим трагиком Софоклом и римским поэтом
Вергилием, чьи рассказы являются одними из самых известных дошедших
до эллинистического периода.





Лаокоон и его сыновья в музеях Ватикана, Ватикан.


Еще более ощутимым изображением ужасного конца Лаокоона того же периода является
вызывающая восхищение мраморная статуя под названием Лаокоон и его сыновья,
которая сейчас стоит в музеях Рима Ватикана. Историки считают, что это та самая статуя,
которую Плиний восхвалял в естествознании.. По словам этого древнего историка и
философа, группа статуй была вылеплена из цельного куска мрамора (позже было доказано,
что это неверно) тремя талантливыми художниками. В центре скульптуры стоит внушительная
фигура Лаокоона; его мускулистое тело изо всех сил пытается сдержать хватку двух змей,
обвивавших его руки и ноги. Левой рукой жрец схватил одну змею, но его попытки удержать
рептилию дальше напрасны. Голова змеи находится прямо над бедром Лаокоона, готовая
нанести ему смертельный укус. Правая рука согнута за спину, сжата витками того же змея.

Справа от него его младший сын, полностью окутанный кольцами второго змея. Он пытается
оттолкнуть голову змеи от своего тела, но ядовитый укус уже нанесен. Под действием токсина,
который течет по его венам, мальчик едва может стоять. Его старший брат слева с ужасом и
отчаянием наблюдает, как брат пытается освободить лодыжку от хвоста второго.






Когда в 1506 году статуи Лаокоона и его сыновей были обнаружены в винограднике под останками
Термы Тита, папа Юлий II сразу же послал за Микеланджело и флорентийским архитектором
Джулиано да Сангалло для осмотра находки. Джулиано да Сангалло сразу опознал статуи
как те, которые восхвалял Плиний. Хотя всё совпадало мнением Плиния насчет великолепия
сцены казни, статуи не были вырезаны из цельного куска мрамора. Однако на протяжении
веков немногие ученые сомневались, что группа статуй Лаокоона - это та же группа,
о которой говорил Плиний.

Как и многие другие археологические находки, Лаокоон и его сыновья не были найдены целыми.
Не хватало нескольких частей, таких как левая рука младшего сына, правая рука старшего сына,
а также некоторые спирали змеи. Но наиболее важным недостающим элементом, который
вызвал бы много спекуляций, была правая рука Лаокоона.


Папа Юлий II хотел восстановить недостающие части и передал проект ватиканскому архитектору
Донато Браманте, который, в свою очередь, провел конкурс, чтобы увидеть, кто сможет предложить
лучший вариант реставрации рук. Микеланджело предположил, что пропавшая рука Лаокоона должна
быть отогнута назад, как если бы троянский священник пытался сорвать змею со спины. Итальянский
художник и архитектор Рафаэль, дальний родственник Браманте, предпочитал протянутую руку.
В конце концов, победителем был объявлен Якопо Сансовино, чья версия с вытянутой рукой
совпадала с видением Рафаэля о том, как должна выглядеть статуя.





Версия Лаокоона и его сыновей с протянутой рукой. Эта копия была сделана Баччо
Бандинелли из Флоренции в 1520 году для подарка королю Франции Франциску I.
Она была отправлена из Рима во Флоренцию в 1531 году и поставлен во двор Палаццо
Медичи на Виа Ларга. Позже  была перенесена в Казино Сан-Марко и, вероятно,
установлена на его нынешнем месте в Уффици в 1671 году.



Статуя была в конечном итоге отремонтирована в 1532 году, примерно два десятилетия
спустя, Джованни Антонио Монторсоли, ученик Микеланджело, создал протянутую руку
Лаокоона. Это стало стандартной версией скульптуры до двадцатого века, когда по
странной иронии судьбы в 1906 году в римской мастерской, в нескольких сотнях метров
от того места, где была обнаружена группа статуй, была обнаружена старинная согнутая
назад рука. Людвиг Поллак, археолог, нашедший руку, отметил сходство художественного
стиля с группой Лаокоона и, подозревая, что это одна из потерянных частей скульптуры,
представил сломанную руку музеям Ватикана.

Хранитель бросил руку в кладовую музея и тут же забыл о ней, пока ее не обнаружили снова
полвека спустя. Просверленные отверстия в расчлененной руке точно совпадали с
соответствующими отверстиями на статуе, не оставляя сомнений в том, кому изначально
принадлежал фрагмент. В 1957 году музей удалил реставрацию Монторсоли и прикрепил
согнутую руку, как предлагал Микеланджело, подтвердив аргумент великого итальянского
скульптора спустя долгое время после его ухода.


Ссылки:
Digital Sculpture Project
Mental Floss
Обзор общественного достояния



Tags: скульптура
Subscribe

Posts from This Journal “скульптура” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments