Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Театры анатомий




С древних времен основным способом преподавания и изучения анатомии было
вскрытие человеческих трупов. Поколения хирургов изучили и овладели этим
ремеслом, сначала наблюдая за операциями вживую, а затем применяя определенные
навыки, такие как наложение швов на животных. Стандартная практика в
медицинских школах - стоять в нескольких футах от операционного стола, стараясь
не мешать хирургу, ассистентам и инструментам. В некоторых колледжах и
учреждениях есть специальные смотровые площадки, но с появлением
фотоаппаратов больше нет необходимости находиться в операционной.
Студенты могут наблюдать за операцией на экране из аудитории.





Клиника Агнью американского художника Томаса Икинса, 1889 год.


Многие университеты эпохи Возрождения специально построили операционные с галереями, из которых
студенты могли наблюдать за происходящим. Это были анатомические театры. В центре театра стоял
операционный стол, на котором работали хирурги. Этот стол окружали несколько ярусов сидений,
как в римском амфитеатре. С этих удобных позиций наблюдатели могли хорошо видеть
происходящее.
Действительно, некоторые хирурги, казалось, упивались зрелищностью своей работы.
Шотландский хирург Роберт Листон (1794–1847) часто сжимал окровавленный нож зубами,
чтобы освободить руки. По иронии судьбы, Листон был одним из первых, кто настаивал на
чистоте и гигиене в операционной, и всегда мыл руки перед операцией.





Операционная Бостонской городской больницы, около 1890 г.


Первые анатомические театры возникли в Италии в 15 веке, чтобы удовлетворить растущие
потребности освоения медицины и растущее число студентов-медиков. Александр Бенедетти
впервые в печати описывает анатомический театр в 1493 году:

«Временный театр должен быть устроен в просторном и хорошо вентилируемом месте
с сиденьями вокруг него и такого размера, чтобы вместить некоторое количество зрителей,
чтобы толпа не беспокоила выступающих. Это должны быть опытные мужчины, которые
уже провели несколько вскрытий. Места должны распределяться в порядке рангов. Должен
быть Префект, который будет следить за всем и расставлять людей по местам. Должна
быть охрана, чтобы сдерживать нетерпеливую публику, когда она входит. Следует выбрать
двух надежных управляющих, которые будут производить необходимые выплаты
из собранных денег.»


В те дни вскрытия были редкими. Эта практика тщательно регулировалась церковью, и ежегодно
разрешалось проводить лишь несколько вскрытий. Фридрих II (1194–1250), император Священной
Римской империи, постановил, что любой, кто учится на врача или хирурга, должен присутствовать
на вскрытии человека, которое будет проводиться не реже одного раза в пять лет. Также не хватало
трупов, поэтому многим анатомам приходилось прибегать к незаконным средствам, таким как
ограбление могил, похищение трупов и даже убийства.





Самый старый постоянный анатомический театр в Падуе, Италия.


Таким образом, ранние анатомические театры были временными сооружениями, которые часто
возводились за пределами территории университета. Первый постоянный анатомический
театр был построен в Падуанском университете в Северной Италии в 1594 году. Его создание было
одним из важнейших достижений медицинской науки в 16 веке, поскольку он поставил анатомию
в основу медицинских исследований.





Ботанический сад Падуи - старейший в Европе.


Анатомический театр Падуи вмещал около 250 зрителей в шести концентрических галереях.
Первый ряд был зарезервирован для профессоров анатомии, ректоров города и университета,
советников и членов Медицинского колледжа и представителей венецианской знати. Второй и
третий ряды были зарезервированы для студентов. Четвертый, пятый и шестой ряды были для
остальных зрителей. Сидячих мест не было, поэтому наблюдателям приходилось стоять,
чтобы наблюдать за вскрытием человеческих трупов - в основном казненных преступников
или умерших пациентов больниц.





Анатомический театр в Падуе.


Полное вскрытие иногда растягивается до двух недель. Чтобы развлечь посетителей в перерывах
между сессиями, приглашали музыкантов и зажигали ароматические свечи, чтобы подавить зловоние.
Вскрытие старались проводить в холодные месяцы, чтобы задержать гниение.
Театр использовался до 1872 года, когда медицинская школа была переведена в бывший монастырь
Святого Маттиа. Театр остается предметом гордости университета и сохранился до сих пор.
Всего через три года после постройки анатомического театра в Падуе, второй постоянный театр был
построен в Лейдене в Голландии в 1597 году по инициативе Питера Пау, профессора анатомии в
Лейденском университете. Как и в Падуе, в Лейденском театре было шесть галерей, но они были шире,
ровнее и просторнее, чем театр в Падуе. Публичные вскрытия проводились зимой для студентов и
хирургов, а также для любопытных представителей общественности за плату. Летом в театре
демонстрировались различные диковинки, в том числе скелеты людей и животных, древнеегипетские
мумии и римские древности, а также многие другие необычные предметы из разных уголков мира.
Благодаря этим выставкам театр стал важной туристической достопримечательностью.





Анатомический театр в Лейдене.


Другой важный анатомический театр того времени был построен в Лондоне в 1636 году в Зале
хирургов-парикмахеров. Он был похож по размеру и форме на театр в Падуе, но имел четыре ряда
сидений вместо шести. Сиденья были вырезаны, а стены украшены знаками Зодиака. Были ниши
и кронштейны для скелетов и других анатомических препаратов, включая скелет страуса и бюст
короля Карла I. Публичные вскрытия походили на грандиозные представления, продолжавшиеся
три дня и заканчивающиеся пиршеством.

Один из лучших анатомических театров находился в Болонье, Италия. Он был построен в течение
12 лет, завершившись в 1637 году, и располагался во Дворце Archiginnasio, первом объединенном
месте Болонского университета. У него были стены из изысканной резной древесины ели, богато
резной потолок из кедрового дерева и внушительное профессорское кресло на высоте десяти
футов над уровнем пола. Его венчал балдахин с сидящей фигурой женщины, представляющей
анатомию, и маленького купидона, стоящего рядом с бедренной костью в руке. На протяжении
трехсот лет театр был объектом почитания и восхищения посетителей. Он был полностью разрушен
во время Второй мировой войны. После войны театр был перестроен с образцовой филологической
строгостью с использованием всех оригинальных произведений, найденных среди обломков здания.





Анатомический театр в Болонье.




Анатомический театр в Болонье.




Анатомический театр в Болонье.


К началу 20 века анатомические театры устарели. С использованием анестетиков больше не было
необходимости проводить операции в кратчайшие сроки, и хирурги поняли, что более медленные
и тщательные разрезы дают более успешные результаты. Но именно теория микробов принесла
смерть анатомическому театру. Идея о том, что зрители и врачи сами могут переносить микробы
в хирургическое пространство, привела к более жесткому контролю за операционным пространством,
что в конечном итоге привело к преобразованию старомодной операционной в стерильную среду,
которой являются современные операционные.



Источники –

Ребекка Рего Барри,
Внутри операционного театра:
ранняя хирургия как зрелище,
Jstor
Элисон Эбботт, Скрытые сокровища:
анатомический театр Падуи ,
Природа



Tags: всячина, история, медицина
Subscribe

Posts from This Journal “всячина” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments