Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Искусство французского китча



И его эксцентричная парижская королева


Мадлен Кастен представляла непревзойденную роскошь и жизнь богемы в качестве
декоратора. Как покровительницу искусства, Кастен, стремящуюся к совершенству,
спонсировали многие из величайших художников тех времен, от Хаим Сутина до Модильяни.
В разгар Второй мировой войны она открыла экстравагантный бутик за бульваром
Сен-Жермен и считалась в Париже королевой интерьера до девяноста с лишним лет.





Зимний сад в магазине Мадлен Кастен на улице Якоба.


Это место стало легендарным и даже более эксцентричным. чем парижское логово
мисс Хэвишем или портал на страницах книг Пруста.
Даже сегодня, говоря, что вы хотели бы комнату, выполненную в стиле «Кастен»,
- это означает не просто признак элегантности с индивидуальностью, это вызов для
дизайнера, напоминание о том, что лучшую роскошь нужно не просто покупать,
а собирать из воображения.






Кастен, урожденная Мария Магистри из Шартра, родилась в благополучном социальном
классе, в семье инженера, спроектировавшего железнодорожный вокзал Шартра.
В 16 лет она познакомилась с богатым искусствоведом и наследником провансальского
винного состояния Марселлином Кастеном. Он купил ей дом в Шартре под Парижем,
которым она восхищалась с детства, завидный Maison de Lèves:





Maison de Lèves Мадлен Кастен.


Сначала Мадлен была довольна богатой домохозяйкой, она ненадолго баловалась
немым кино как актриса, но, к счастью, состояние ее мужа помогло ей заняться
исследованием того, что станет ее настоящей страстью ...





Из «Мира Мадлен Кастен» Эмили Эванс Эрдмамс




Из «Мира Мадлен Кастен» Эмили Эванс Эрдмамс


Вообще-то светских львиц, превратившихся в декораторов интерьера, - пруд пруди.
Но Кастен, по прошествии лет стала королевой интерьера не только из-за увлеченности
или театральности, которые она привнесла в дело, но и из-за  серьезного таланта.
Она знала, что Сутин был тем, что нужно 20 веку. Она знала, что Кокто - талант, который
стоит развивать. Она пригласила их всех в свой дом в Леве, обширное загородное
поместье, расположенное в полутора часах езды к юго-западу от Парижа.





Maison de Lèves Мадлен Кастен.


Цветовая палитра Castaing состояла в основном из красного, зеленого, черного,
ее фирменного Bleu Castaing и леопардовых ковров от стены до стены. Глядя на это
все в чертежах можно было подумать, что она сошла с ума.
Мебель Наполеона III, английский деревенский антиквариат и искусственный
леопардовый ковер Османской империи?
И всё это в одной и той же комнате?





Maison de Lèves Мадлен Кастен.


На бумаге это была какофония. На самом деле это была симфония культуры и истории.
Всё это она создавала без усилий, потому что никогда не пыталась быть модной.
Она просто оставалась сама собой.
«Когда я декорирую, я делаю портреты,
- сказала она однажды,
- что объясняет, почему некоторые из них кажутся такими ужасными».





Maison de Lèves Мадлен Кастен.




Квартира на улице Бонапарт 21, Париж




В ванной Мадлен необычный маленький стул поддерживается на балетных
ножках на пуантах. По слухам, это был декор публичного дома…





Maison de Leves Мадлен Кастен




Интерьер от Мадлен Кастен




Интерьер Мадлен Кастен 1963







Ванная комната виллы Санто-Соспир Жана Кокто, декорированная Мадлен


Мадлен развлекалась в Париже в бурные 20-е, разыскивая новые таланты на бульварах
Монпарнаса. Это было и любимое богемой Café de la Rotonde:





Кафе де ла Ротонда в Париже


Там она познакомилась с Эриком Сати, Андре Дереном и Марком Шагалом, Пабло Пикассо,
Генри Миллер и Жан Кокто. Она стала стойкой поклонницей Амедео Модильяни.
Писатель Луи де Вильморен был её близким другом, и героиня его романа Джульетта
(с тем же именем) стала воплощением Кастен и ее легендарной любви к Марселлену.





Мадлен, автор Хаим Сутин


Отношения между Мадлен и Хаимом Сутином - одна из самых интригующих историй
покровительства художнику в современной истории. Их первая встреча в «Ротонде»
была удивительно неловкой: Кастен была так увлечена художником, что она попыталась
купить одну из его картин тут же, даже не увидев ее, за 100 франков. Сутин счел это безумием.
Безумием, но лестным. Оба были молоды, красивы и умны, когда познакомились,
и некоторые историки считают, что они втайне тосковали по романтическим отношениям.
Они были неразлучны, Сутин даже жил с Кастен и ее мужем в их доме. Ночью беспокойный
художник якобы бродил по залам с ножом, рубя собственные работы. Но в одном
видеоинтервью Кастен вспоминает, как они часто втроем сидели у камина
и до утра говорили об искусстве.





Мадлен Кастен для своего помещения в Салоне антиквариата 1948 года представила то, что стало модным как le style anglais .
Рисунок Александра Серебрякова.



Сделав себе имя декоратора к 1940-м годам, Кастен решила открыть собственный
бутик на Левом берегу. Это было бы естественной эволюцией, если не считать того факта,
что Вторая мировая война остановила многих других творцов в Париже. После того,
как нацисты конфисковали ее любимый дом в Шартре, она демонстративно открыла
магазин на углу улиц Жакоб и Бонапарт и, чтобы выделиться из толпы,
выкрасила фасад в драматический оттенок черного.





Оригинальный бутик на углу улиц Жакоба и Бонапарта.


Внутри казалось, что она раскрыла сундук с сокровищами, собранными на блошиных рынках.
«В Париже было грустно и пусто,
- сказала она о своем решении открыть магазин в такое неспокойное время.
- Интерьер был грустным. У нас стало меньше права на самовыражение.
Я должна была сделать это."





Образцы линии тканей Кастен в ее бутике на улице Бонапарт, 21, Париж.


Одним из ее самых известных клиентов был не кто иной, как разносторонне одаренный
художник Жан Кокто, который привлек ее для украшения своего дома, La Villa Santo-Sospir,
в Сен-Жан-Кап-Ферра:





Для Кастен нужно было найти способ дополнить - но не подавить
- самопровозглашенные «татуировки» художника, украшавшие стены.





La Villa Santo-Sospir


Сцены из мифологии, его собственное бессознательное и дань любви
к морю были преобладающими темами.

«Когда я работала в Санто-Соспире,
- сказала она однажды,
- я стала стеной, и сами стены говорили за меня».



Декор Caistaing это идеальноое сотрудничество:





Она настаивала на том, чтобы провести с клиентом 24 часа, чтобы понять, что ему от нее нужно.
«Я хочу вдохнуть жизнь в интерьер,
- поясняла она,
- это самое главное. Мне нужно провести длительное психологическое исследование [клиента] ».
Вместе они ходили в кафе, музеи, гуляли по Парижу. Они рассказывали ей историю своей жизни,
и она легко превращала ее в мебель.






Ее выбор моды и красоты перенял принципы ее декоративной техники, что стало
причудливым. Она делала макияж глаз уровня Рэггеди Энн Долл и губы Клары Боу.
Она начала носить парик и закрепляла его видимым ремешком на подбородке.






По мере того, как к старости она становилась все более эксцентричной,
ее черный бутик на улице Джейкоб часто принимали за похоронное бюро,
и выглядело довольно странно, когда Кастен заманивала в магазин растерянных
прохожих, болтая с ними часами напролет. . .





Жан-Франсуа Жассо


За фасадом мебель разваливалась, зимний сад зарос, и Мадлен стала печально
известной тем, что отказывалась продавать тем клиентам или декораторам,
которых она не любила.
Через двенадцать лет после ее смерти империя Кастен на улице Джейкоб, наконец,
прекратила свою деятельность, и Sotheby's провел уникальный аукцион, на котором
было продано все, что было в магазине, в ее квартире над магазином
и в ее заброшенном доме в Шартре.





Магазин Мадлен Кастен на углу улиц Бонапарт и Якоб. Париж (VI округ), июнь 1960 года.




Магазин прекратил свою деятельность в 2004 году. Сегодня это Ladurée.


Бывшая крепость Мадлен на улице Жакоб была продана и заменена флагманским
магазином французской пекарни Ladurée. И вот так исчез ее эксцентричный мир
на Левом берегу. Через два года после ее смерти в квартире, посвященной ее магазину,
где она жила с 1946 по 1992 год, снимался фильм с Жанной Моро «Хозяйка»
в главной роли . Сегодня это дом режиссера Исмаила Мерчанта.






Кастен дожила почти до 100 лет, она умерла в 1992 году, оставив после себя
наследие, которое дало образование современным дизайнерам: роскошь пуста,
пока не культивируется в результат хорошо прожитой жизни.





Мадлен Кастейн


«Создание дома - это созидание. Я строю дома, как другие пишут стихи,
пишут музыку или рисуют. Дом больше похож на портрет, чем сам портрет.
Не бойтесь дерзости; будь смелыми, но со вкусом. Также нужны интуиция,
оригинальность, энергичность. Избегайте размножения - этот простой
и банальный метод. Не поддавайтесь моде. Секрет: любите свой дом.»

Мадлен Кастен (1894-1992)





Квартира Мадлен на улице Бонапарт, 21, Париж




Кабинет Жана Кокто с работами Ренуара и Дюфи - Милли-ла-Форе, Франция




Вестибюль в семейном доме Castaign в Шартре, Франция



«Мир Мадлен Кастен» - это книга, которую, несомненно, стоит поискать.




Tags: Париж, Франция, история, люди годы судьбы
Subscribe

Posts from This Journal “люди годы судьбы” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments