В живописи и литературе - Александр III, ч.2
В живописи и литературе - Александр III, ч.3
Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский.
«Портрет императора Александра III».
1896.
Император Александр III был безмерно привязан к камчатской ездовой лайке
Камчатке, подаренной ему матросами крейсера «Африка», о чем сохранились
записи в дневниках родных. Вместе они провели немало счастливых дней,
пес повсюду сопровождал Александра Александровича и даже ночевал в
царской спальне в Аничковом дворце, несмотря на возражения врачей.
В петербургских журналах той поры часто печатали фотографии этого совсем
не царственного пса, и его славная морда в пятнышко неизменно вызывала
чувство умиления у публики.
Пес Камчатка трагически погиб при крушении императорского поезда под
Харьковом, во время которого сама императорская семья осталась жива
только чудом.
«Разве из людей у меня есть хоть один бескорыстный друг? Нет, и быть
не может, а пес может»,
- записал Александр III.
«Боги, люди, собаки». Санкт-Петербург, «Арка». 2010 год.
Михай Зичи.
«Императрица Мария Фёдоровна рядом с телом Александра III».
Александр III скончался на 50-м году жизни. Его не задушили, не взорвали, не отравили
— он умер сам (уникальный случай в династии Романовых!).
Телеграфы уже отстукивали по редакциям мира сногсшибательное сообщение:
«ЭТО БЫЛ ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ИМПЕРАТОР, КОТОРЫЙ УМЕР ЕСТЕСТВЕННОЙ
СМЕРТЬЮ — ОТ АЛКОГОЛИЗМА…»
Валентин Пикуль. «Нечистая сила».
Михай Зичи.
«Панихида по Александру III в его спальне в Малом дворце в Ливадии».
«Подкрутив гайки», Александр III властно и жестко правил Россией тринадцать лет, оставив
наследнику, Николаю II, довершать недоделанное и расхлебывать издержки собственного
царствования. Важнейший итог его правления - возвращение России на путь державного
авторитаризма, воссоздание в России полицейского государства.
Памятник Александру III
Этим он и вошел в историю, и именно этот дух самодержавно-полицейского правления великолепно отразился в конном монументе Паоло Трубецкого. В годы лихолетья эта скульптура не пошла на переплавку и сохранилась до наших дней. Теперь ее можно увидеть в садике Мраморного дворца,
ныне принадлежащего Русскому музею.
Зато из двухсот памятников, воздвигнутых в России Александру II, в том числе и весьма талантливых,
не сохранилось ничего, кроме построенного на месте гибели императора храма Спаса на Крови.
Да и тот долгие годы находился под угрозой уничтожения. В начале шестидесятых годов его
хотели взорвать, но благодаря энтузиастам храм удалось отстоять - правда, не как мемориал
самодержцу-реформатору, а как архитектурно-художественный памятник
конца XIX - начала XX века.
Виктор Лопатников. «Горчаков».
Михай Зичи.
«Вынос тела Александра III из Малого дворца в Ливадии».
Михай Зичи.
«Спуск гроба с телом Александра III в Севастополе».
Михай Зичи.
«Вынос гроба с телом Александра III».
Карл Осипович Брож.
«Похороны Александра III в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге».
Петербург уже наполнялся королями и принцами, делегациями и посольствами, съезжавшимися
к погребению Александра III, и в сцене его похорон как бы определился стиль будущего
царствования. Провожали покойника с беспардонным цинизмом, а хаотичность церемонии
была поразительной. Никто не знал своих мест, все перепуталось. Слышались разговоры,
шутки и неуместный хохот; из рядов погребальной процессии кавалеры раскланивались
с дамами, занимавшими балконы в домах. Под конец траурная церемония обратилась в
Панургово стадо, и это стадо валило через Неву, совсем забыв про покойника, а тем более
о молодом императоре, понуро плевшемся за гробом.
Возглавляли же кавалькаду два питерских мясника, которым по ритуалу следовало идти
далеко впереди катафалка. Один мясник был одет в черные рыцарские латы, дабы выражать
печаль по умершему царю, а другой шел в светлых латах, демонстрируя радость грядущего
царствования. Как символам смерти и жизни, им нельзя было сближаться! Но в общей
неразберихе рыцарь печали и рыцарь радости сошлись бок о бок:
— Кондратьич, ты лавку-то свою красить собираешься?
— Уже покрасил! Говорят, вчерась на станции вагон с черкасским мясом растибрили…
Тебе не предлагали из-под полы?
Александра III похоронили в Петропавловской крепости, где мертвые цари издревле привыкли
разделять общество с живыми врагами царизма, — уродливейший парадокс самодержавной
власти!
Валентин Пикуль. «Нечистая сила».
Journal information