Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Category:

В живописи и литературе - Александр III, ч.4 и последняя

В живописи и литературе - Александр III, ч.1
В живописи и литературе - Александр III, ч.2
В живописи и литературе - Александр III, ч.3




Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский.
«Портрет императора Александра III».
1896.



Император Александр III был безмерно привязан к камчатской ездовой лайке
Камчатке, подаренной ему матросами крейсера «Африка», о чем сохранились
записи в дневниках родных. Вместе они провели немало счастливых дней,
пес повсюду сопровождал Александра Александровича и даже ночевал в
царской спальне в Аничковом дворце, несмотря на возражения врачей.
В петербургских журналах той поры часто печатали фотографии этого совсем
не царственного пса, и его славная морда в пятнышко неизменно вызывала
чувство умиления у публики.



Пес Камчатка трагически погиб при крушении императорского поезда под
Харьковом, во время которого сама императорская семья осталась жива
только чудом.

«Разве из людей у меня есть хоть один бескорыстный друг? Нет, и быть
не может, а пес может»,

- записал Александр III.

«Боги, люди, собаки». Санкт-Петербург, «Арка». 2010 год.





Михай Зичи.
«Императрица Мария Фёдоровна рядом с телом Александра III».



Александр III скончался на 50-м году жизни. Его не задушили, не взорвали, не отравили
— он умер сам (уникальный случай в династии Романовых!).


Телеграфы уже отстукивали по редакциям мира сногсшибательное сообщение:
«ЭТО БЫЛ ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ИМПЕРАТОР, КОТОРЫЙ УМЕР ЕСТЕСТВЕННОЙ
СМЕРТЬЮ — ОТ АЛКОГОЛИЗМА…»


Валентин Пикуль. «Нечистая сила».





Михай Зичи.
«Панихида по Александру III в его спальне в Малом дворце в Ливадии».



«Подкрутив гайки», Александр III властно и жестко правил Россией тринадцать лет, оставив
наследнику, Николаю II, довершать недоделанное и расхлебывать издержки собственного
царствования. Важнейший итог его правления - возвращение России на путь державного
авторитаризма, воссоздание в России полицейского государства.






Памятник Александру III


Этим он и вошел в историю, и именно этот дух самодержавно-полицейского правления великолепно отразился в конном монументе Паоло Трубецкого. В годы лихолетья эта скульптура не пошла на переплавку и сохранилась до наших дней. Теперь ее можно увидеть в садике Мраморного дворца,
ныне принадлежащего Русскому музею.

Зато из двухсот памятников, воздвигнутых в России Александру II, в том числе и весьма талантливых,
не сохранилось ничего, кроме построенного на месте гибели императора храма Спаса на Крови.
Да и тот долгие годы находился под угрозой уничтожения. В начале шестидесятых годов его
хотели взорвать, но благодаря энтузиастам храм удалось отстоять - правда, не как мемориал
самодержцу-реформатору, а как архитектурно-художественный памятник
конца XIX - начала XX века.


Виктор Лопатников. «Горчаков».




Михай Зичи.
«Вынос тела Александра III из Малого дворца в Ливадии».





Михай Зичи.
«Спуск гроба с телом Александра III в Севастополе».





Михай Зичи.
«Вынос гроба с телом Александра III».





Карл Осипович Брож.
«Похороны Александра III в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге».



Петербург уже наполнялся королями и принцами, делегациями и посольствами, съезжавшимися
к погребению Александра III, и в сцене его похорон как бы определился стиль будущего
царствования. Провожали покойника с беспардонным цинизмом, а хаотичность церемонии
была поразительной. Никто не знал своих мест, все перепуталось. Слышались разговоры,
шутки и неуместный хохот; из рядов погребальной процессии кавалеры раскланивались
с дамами, занимавшими балконы в домах. Под конец траурная церемония обратилась в
Панургово стадо, и это стадо валило через Неву, совсем забыв про покойника, а тем более
о молодом императоре, понуро плевшемся за гробом.


Возглавляли же кавалькаду два питерских мясника, которым по ритуалу следовало идти
далеко впереди катафалка. Один мясник был одет в черные рыцарские латы, дабы выражать
печаль по умершему царю, а другой шел в светлых латах, демонстрируя радость грядущего
царствования. Как символам смерти и жизни, им нельзя было сближаться! Но в общей
неразберихе рыцарь печали и рыцарь радости сошлись бок о бок:


— Кондратьич, ты лавку-то свою красить собираешься?
— Уже покрасил! Говорят, вчерась на станции вагон с черкасским мясом растибрили…
Тебе не предлагали из-под полы?


Александра III похоронили в Петропавловской крепости, где мертвые цари издревле привыкли
разделять общество с живыми врагами царизма, — уродливейший парадокс самодержавной
власти!

Валентин Пикуль. «Нечистая сила».





Tags: Российская империя, история
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments