Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Category:

Псы, земные, небесные и исторические – часть 1



Авиньонский мастер.
«Охотничьи собаки разных пород».
Из «Трактата об охоте» Гастона III де Фуа.



Первым другом человека стала собака. Невозможно точно сказать, когда именно началась эта дружба.
Ученые находят признаки одомашнивания собаки в археологических слоях, относящихся к позднему
палеолиту (20-11 тысяч лет назад).


Но совсем недавно в бельгийской пещере Гуайе археологи обнаружили более древний череп домашней
собаки. Теперь они уверены: уже почти 32 тысячи лет бок о бок с людьми живет новый вид семейства
псовых: canis familiaris – собака домашняя.
Кстати, русское слово «собака» происходит от скифского «spaka». Так что наши и скифские псы – не только
биологические родственники, но и ближайшая языковая родня.
«Боги, люди, собаки». «Арка», Санкт-Петербург. 2010 год.





Созвездие Малого Пса.
Из «Атласа созвездий» («Уранографии») Яна Гевелия.
1690.



Еще в древние времена собаки оказались персонажами календарей разных стран.
В созданном тысячи лет назад календаре стран Юго-Восточной Азии, которым пользуются и доныне в Китае,
Японии, Вьетнаме, Корее, Монголии, Таиланде и некоторых других странах, время считают циклами, по
двенадцать лет в каждом, и каждый год посвящён какому-нибудь животному.
Одиннадцатый год этого цикла – год Собаки. Считалось, что люди, появившиеся на свет в «собачьем» году,
отличаются преданностью, упорством, отзывчивостью и неукоснительностью в исполнении взятых на себя
обязательств, но замкнуты и не склонны к открытому выражению чувств. Многие из этих качеств в высокой
степени присущи и реальным собакам.

В календаре ацтеков за собаками была закреплена десятая неделя года, которая называлась «ицкуинтли»
и посвящалась, естественно, поминовению умерших.
Древнеримский календарь исчислялся, как и любой другой, по движению светил. Когда древние римляне
разглядывали ночной небосвод, им открывалась не просто россыпь звёзд, а целые сцены и картины. Вот
собаки, взятые охотником на поводок, несутся за зверем – это созвездие Гончих Псов. Вот небольшая собачка
спокойно стоит, отдыхая, - это созвездие Малого Пса. А вот сидит собака покрупнее – созвездие Большого
Пса. Согласно мифу, в созвездие Большого Пса был превращён богом Дионисом за верную службу пёс Мера,
принадлежавший афинскому пастуху Икарию. Самую яркую в этом звёздном скоплении (и вообще на небесной
сфере) звезду мы именуем Сириусом, а римляне ласково называли «Canicula», то есть «Пёсик»
(уменьшительное от слова «canis» - «собака»).

Когда летом звезда Каникула поднималась над горизонтом, в Риме наступала такая жара, что в работе всех учреждений объявляли перерыв – каникулы. Так что, если бы не собаки, у нас, можно сказать, и каникул бы не было, во всяком случае такого слова.
Древние шумеры называли Сириус «собака солнца». А древние греки, подражая египтянам, приносили жертвы
Сириусу, чтобы иссушающая жара не погубила посевы, скот и людей. Восход Сириуса над горизонтом для
афинян означал наступление нового года.


«Боги, люди, собаки». «Арка», Санкт-Петербург. 2010 год.




Гравёр-Шелте Адамс Болсверт.
Живописный оригинал-Питер Пауль Рубенс.
«Пейзаж с двумя путниками и собакой».
Около 1638.



Посторонившись,
Уступают дорогу собаки –
Тропинки в снегу…

Исса.





Бартоломе Эстебан Мурильо.
«Мальчик с собакой».
Вторая половина 1650-х.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.



Когда умирал древний индус, тело покойного сжигали на погребальном костре, а участники траурной
процессии пели, обращаясь к богу Яме – владыке древнеиндийского царства мёртвых:
Мы шлём его к тебе
под защиту двух верных псов,
Четырёхглазых хранителей дорог…
Имелись в виду два страшных огромных «адских» пса: четырёхглазые Шарбар (что значит «пятнистый»)
и его брат Удумбала («чёрный»). Оба они – псы знатного происхождения. Их мать Сарама («быстрая»)
была личной собакой одного из главных богов древнеиндийского пантеона Индры и повсюду его сопровождала.
Когда Шарбар и Удумбала подросли, их передали богу Яме. С тех пор стоят они на страже у врат загробного
мира, не зная ни сна, ни отдыха.


«Боги, люди, собаки». Санкт-Петербург, «Арка». 2010 год.





Паулюс Поттер.
«Цепная собака».
1653-1654.



Древний человек, приручая пса или волка, использовал один из основных инстинктов всякого дикого хищника
– охранять свою территорию. Подружившись с собакой, человек предложил ей считать его территорию
– своей. С той поры всякий чужак, будь он четвероногий или двуногий, встречал серьёзный отпор.
«Cave canem!» («Берегись собаки!»). такие предупредительные таблички появились ещё на воротах
древнеримских вилл.
Собаки охраняли человека от грабителей не только дома, но и в дороге. Отправляясь в путь, пешие
путешественники нередко привязывали кошелёк с деньгами к ошейнику пса – там уж никто не отважится
их взять.

С глубокой древности псы стояли на страже и у городских ворот. Широко известна греческая легенда времён
Коринфской войны (395-387 годы до нашей эры) о собаках, которые спасли от врагов Коринф. Согласно
этому преданию, ночью, когда внутренний гарнизон Коринфа мирно спал, спартанцы попытались незаметно
проникнуть в город. Но пятьдесят сторожевых псов вступили в схватку с чужаками. Лай и шум сражения
разбудил воинов, однако они подоспели на помощь, когда в живых осталась лишь одна собака по кличке
Сотер. Спартанцев разбили, город спасли, а Сотер получил в награду за свою храбрость и верность
серебряный ошейник с надписью «Сотер – защитник и спаситель Коринфа». Говорят, в честь Сотера был
воздвигнут и мраморный памятник.


«Боги, люди, собаки». «Арка», Санкт-Петербург. 2010 год.




Конец XIV века.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.



Франция в XVII веке была на первом месте по числу выведенных пород охотничьих собак. Особенно хороши
были белые королевские собаки – сильные, элегантные, умные. При охоте в сворах они не имели себе равных.


«Боги, люди, собаки». «Арка», Санкт-Петербург. 2010 год.




Т. И. Егалычев.
«Охотник, быв на охоте, тресировал маладых сабак...».
Акварель из картинной книги.
Конец XVIII века.



Охотиться с собаками люди стали очень давно. Первоначально охота была для человека насущной
необходимостью, способом добычи пропитания. И помощь собаки была ему очень кстати, ведь у собаки
быстрые ноги, грозная пасть, тонкий нюх и очень чуткий слух, в шестнадцать раз острее человеческого.
Их объединённые усилия давали несравнимо лучший результат.
Позднее охота превратилась в развлечение для знати. Со времён Древнего Египта сохранились изображения
фараоновой охоты и собак, гонящих добычу (2500-2000 годы до нашей эры). При раскопках дворца
ассирийского царя Ашшурбанипала были найдены барельефы с изображением охоты и псов, загоняющих
диких лошадей и ослов. На содержание охотничьей псарни персидского царя Кира, правившего
в 558-530 годах до нашей эры, тратили подати четырёх больших городов.
Знали псовую охоту и древние греки. Первое в мире специальное исследование, посвящённое ей,
принадлежит Ксенофонту, жившему почти два с половиной тысячелетия назад. В его трактате «Похвала
охоте» описаны среди прочего известные грекам породы собак, правила ухода за ними, способы
натаскивания и обучения.

В «Георгиках» древнеримского поэта Вергилия говорится о троянцах, достигших в псовой охоте «великого
искусства» - их собаки были так выносливы, что могли загнать оленя до смерти.
Северные соседи греков, по свидетельству историка Геродота, тоже с увлечением охотились: «высмотрев
зверя с вершины дерева, они пускали в него стрелу, а потом, вскочив на коня, преследовали добычу с
помощью псов».
С собаками охотились и фракийцы, и викинги, и кельты, и скифы, и франки.
В Средние века псовая охота была любимым развлечением европейских феодалов.
Во Франции наибольшего блеска и пышности она достигла при Людовике XIV (правил в 1643-1715), во всём
любившем размах. Огромные стаи гончих (иногда до тысячи собак) преследовали добычу. За ними на
лошадях следовали целые кавалькады охотников.
Иногда охота затягивалась на несколько дней, порой не прерывалась и ночью – тогда сотни слуг зажигали
факелы.


«Боги, люди, собаки». «Арка», Санкт-Петербург. 2010 год.




Давид Рейкарт III.
«Крестьянин с собакой».
1640-е.



А у Шопенгауэра Максим подчеркнул следующие строки, которыми тот высказывал свое мнение о
людях:
«Тяжело было бы жить на свете, если бы не было собак, на честную морду которых можно смотреть
с абсолютным доверием»
.


Г. Климов. «Князь мира сего».




Питер Пауль Рубенс.
«Нимфы, сатиры и собаки».
Частная коллекция, Цюрих.



Попасть в божества собаке не пришлось, если не считать египетского бога-шакала Анубиса. А вот сопровождать
богов и посещать таинственные неземные пространства – это пожалуйста, сколько угодно.
Мифы и легенды утверждают, что собаки нередко помогали богам в их ежедневных делах, совсем как обычным
людям.
С собаками часто изображался древнегреческий бог Гермес (римляне его звали Меркурий) – как покровитель
путников и пастухов, он не мог обойтись без пса. Кроме того, Гермес был хранителем тайных знаний и
проводником душ умерших в загробный мир, а с этим миром, как мы увидим чуть позже, собака была связана
очень тесно.
Зловещей ночной охоте с собаками предавалась древнегреческая Геката – богиня ночного мрака, сновидений
и колдовства. И греческую богиню охоты Артемиду (в римской мифологии она звалась Диана) повсюду
сопровождали собаки.
С собаками охотился и Актеон – он хоть и смертный, но не простой: внук самого бога Аполлона. Как повествует
миф, однажды этот охотник утомился, преследуя зверя, и зашел в прохладный грот, где в ручье как раз
собиралась искупаться Артемида.
Раздосадованная тем, что Актеон увидел ее обнажённой, богиня обратила его в круторогого оленя. Он бросился
прочь; собаки Актеона заметили добычу и по ужасной ошибке, не признав в животном своего хозяина,
затравили его.


«Боги, люди, собаки». «Арка», Санкт-Петербург. 2010 год.




Tags: искусство, литература, собаки
Subscribe

Posts from This Journal “собаки” Tag

  • Псы, земные, небесные и исторические – часть 2

    Псы, земные, небесные и исторические – часть 1 «Анубис взвешивает душу-сердце на суде Осириса». «Книга…

  • Собака: лучший друг музея – 1

    С любовью к собакам Из коллекции музеев Смитсоновского института Дог - резное и окрашенное дерево, стекло и блеск - Смитсоновский…

  • Собаки в искусстве

    Ускоренный курс по истории искусств за три минуты. Собачьи дни, 5000 лет собак в искусстве. Гав!

  • Собака

    Собака не всегда была лучшим другом человека, по крайней мере, в искусстве. Начиная с Античности классического периода и до эпохи Ренессанса,…

  • Собаки

    Herbert List, Master and Dog - Portofino - 1936 Martin Munkacsi, Прыжки фокстерьера, ca. 1930 Giacomo Balla, Dynamism of a…

  • Собаки

    Jörg Immendorff, Untitled, 1996 Helen Keller Compares the Texture of Her Boxer to Braille Одна женщина с одним волком…

  • Дамы с собачками

    Ретро фото

  • Собаки

    Otto Dix, Hugo Erfurth with Dog, 1926 August Sander, Lawyer, c. 1925 Andriy Halashyn, War Dogs, 2007 Ralph Crane,…

  • Собаки

    Damian Loeb, Race Right By, 1996 Daniel Richter, Halli Galli Polly, 2004 Adolf Dietrich, джентльмен, 1928 Vladimir…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments