В СССР 1950-х представители провокационной субкультуры внесли свой собственный
оригинальный взгляд в уличный стиль.
Названные «Стиляга» или «Стиляги» (множественное число) - это имя буквально обозначает как
« охотник за стилем» - группа молодых денди, одетых в красочные наряды в американском стиле,
можно было встретить на главных улицах Ленинграда и Москвы, и не только, которые они сами
называли "Бродвей".
Стиляги не побоялись заявить о себе в моде. В поисках своего стиля они опирались на западную
и американскую культуру, и выбирали при этом очень специфические модные вещи.
Ребят можно было увидеть в костюмах зутов или в приталенных брюках и рубашках, ярких галстуках
и туфлях на толстой подошве, которые изначально носили рабочие российских фабрик.
Девушки носили платья, брючные костюмы и высокие прически в американском стиле пятидесятых,
часто с ярко-красными губами: вспомните первые три сезона сериала «Безумцы».
Стиляги также использовали аксессуары: эффектные ожерелья для девушек, яркие галстуки для
юношей. Некоторые совмещали любовь к моде и Америке-например, носки с американским флагом.
Конечно, это открытое поклонение Америке резко контрастировало с коммунистическим режимом,
который правил в СССР пятидесятых. Идеальный гражданин должен был поддерживать антизападную
пропаганду. И молодежь должна была олицетворять будущее России.
Несмотря на то, что субкультура Стиляги прямо противоречила коммунистической идеологии, мотивы
ее поклонников , как правило, были неполитическими. Скорее эскапистская субкультура, чем группа
культурных протестующих, Стиляги создали свой собственный красочный мир в рамках ограничительного
эгалитарного режима. Одеваясь и занимаясь своими собственными развлечениями, они смогли отойти
- по крайней мере временно - от суровых реалий страны, пострадавшей от двух мировых войн
и управляемой диктатором.
Неудивительно, что молодые Стиляги пытались найти оригинальные способы самовыражения.
Послевоенное поколение России росло с большей свободой, чем их родители, но у них было не
так много возможностей насладиться этой свободой. Большинство театров и молодежных центров
были разрушены или перепрофилированы, а доступ к большинству развлечений был ограничен.
Более того, коммунистическая идеология оставляла мало места для выражения индивидуализма.
Советскую молодежь поощряли вступать в комсомол, но не у всех молодых россиян были такие
политические устремления.
Несмотря на запрет на западную культуру, введенный Сталиным, Стиляги имел некоторый доступ к
американским журналам, пластинкам и фильмам, попавшим в руки русских во время войны. Более
того, Сталин лично любил американские фильмы, которыми он иногда позволял наслаждаться и
народу. Его любимым фильмом, по слухам, был « Каждый рассвет, который я умираю» с Джеймсом
Кэгни, у него также была слабость к фильму « Это случилось однажды ночью с Кларком Гейблом»
и «Клодетт Колбер», а также к фильмам о Тарзане.
Этот ограниченный доступ к американской культуре имел некоторые уникальные последствия для
условностей субкультуры. Например, многие мальчики Стиляги носили волосы с дикой прической,
вдохновленной стрижкой Джонни Вейсмюллера в постановке 1932 года «Тарзан». Стиляги также любил
демонстративно жевать жвачку, как это делал Джеймс Кэгни в своих фильмах. А если жвачки не было
в наличии, подходил и парафиновый воск. В конце концов, все дело было в том, чтобы выглядеть
круто, а не в том, чтобы иметь мятное свежее дыхание.
Хотя западные вещи были недоступны, Стиляги были достаточно изобретательны. Многие из них сами
шили одежду и аксессуары. Некоторые Стиляги даже сами делали джазовые инструменты или
превращали акустические гитары в электрические.
Помимо моды и причесок, субкультура Стиляги также вращалась вокруг музыки. Стиляги в основном
слушали джаз и свинг, но их любимой песней была « Chattanooga Choocho » из саундтрека к Sun Dance
Valley Serenade - одной из немногих доступных американских пластинок.
Чтобы решить проблему ограниченной доступности музыкальных записей, Стиляги разработал
изобретательный способ переноса существующих записей на пластиковые листы, старые
рентгеновские снимки. Эти нелегальные копии часто имели отпечатки черепов, сломанных рук,
ног и ребер на них и, что вполне уместно, назывались костями.
Несмотря на то, что субкультура Стиляги была в высшей степени провокационной, ее участники не
занимались никакими действиями, которые официально считались незаконными. Переодевание и
встречи были разрешены законом. Для решения проблемы, власти начали активную кампанию,
чтобы пристыдить и представить Стиляг «врагами общества».
Но придуманный агитаторами советского образа жизни уничижительный термин «охотник за стилем»,
а также слоган
«Сегодня он танцует джаз, а завтра продаст родину»,
Стиляги сделали своим товарным знакам. Некоторые представители власти пошли другим путем
-публично высмеяли Стиляг, насильно подстригали им волосы и портили одежду прямо на улице.
Со временем некоторые действия Стиляги стали считать незаконными, и субкультура была вынуждена
уйти в подполье.
Например, создание костей может привести к тюремному заключению или трудовому лагерю на срок до
пяти лет.
Запрет на джазовую музыку означал, что танцевальные вечеринки и джазовые концерты должны были
организовываться тайно и т.д. То-есть началось открытое преследование.
В шестидесятые годы, когда власти стали более лояльны к чужим культурам, субкультура Стиляги
постепенно исчезла. Многие бывшие Стиляги впоследствии стали успешными режиссерами,
художниками и музыкантами.
Хотите узнать, какой была жизнь Стиляги? Есть российский музыкальный фильм «Стиляги»
(доступен для просмотра на YouTube с субтитрами) с оригинальными песнями и каверами на
рок русских и советских времен. Да, была советская рок-музыка. Вот сцена, в которой один из
главных героев ищет одного из Стиляги, чтобы научить его танцевать ...
Автор - Инге Остерхофф , голландский выпускник института североамериканских исследований,
в настоящее время проживает в Нидерландах.
Journal information