Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Category:

Предвестник Суэцкого канала

Канал фараонов


Суэцкий канал может быть чудом современной инженерии, но в самом рытье каналов нет ничего
современного. Судоходные водные пути создавались с древних времен даже в пустынях Северной
Африки. Суэцкий канал – это последний из искусственных водных путей, которые когда-то пролегали
через Египет. Выкопанные в годы правления разных египетских фараонов в разные периоды
времени, они соединяли - в отличие от современной версии - Красное море с рекой Нил.






Канал фараонов. Изображение Энни Броколи / Wikimedia Commons


Согласно Аристотелю, первая попытка выкопать канал, соединяющий Красное море и реку Нил,
была предпринята легендарным египетским фараоном Сесострисом (это мог быть и либо Сенусретом III
из 12-й династии около 1800 г. до н.э., либо Рамсесом II гораздо более позднего периода. XIX династия,
около 1200 г. до н.э.). Аристотель также отмечает, что строительство канала было остановлено, когда
фараон обнаружил, что «море выше земли». Фараон опасался, что выход из реки Нил в Красное
море приведет к тому, что соленая морская вода вернется в реку и испортит самый важный источник
воды для египтян.
Согласно греческим историкам Страбону и Диодору Сицилийскому, после Сесостриса работы на
канале были продолжены Нехо II в конце 6 века до нашей эры, но он не дожил до завершения
строительства канала. Позже Дарий Великий начал копать с того места до которого дошел Нехо II,
но, как и Сесострис, он тоже остановился недалеко от Красного моря, когда ему сообщили, что
Красное море находится на более высоком уровне и затопит землю, если будет сделан проход .
Наконец, Птолемей II завершил строительство канала, соединяющего Нил с Красным морем. По
словам Страбона, канал имел ширину почти 50 метров и достаточную глубину для плавания
больших кораблей. Он начинался в деревне Факуса и пересекал  озера, впадая в Персидский
залив или Аравию недалеко от города Клеопатры.





Маршрут современного Суэцкого канала. Изображение: NCERT


Согласно Геродоту, канал был достроен Дарием и что он был достаточно широк, чтобы две триеры
могли разминутся на встрече друг с другом с вытянутыми веслами. Ко времени Дария, возможно,
существовал естественный водный путь между  озерами и Красным морем, но он зарос илом. Дарий,
наняв огромную армию рабов, очистил его, чтобы снова возродить навигацию. Дариус был так
доволен результатами и самим собой, что оставил несколько надписей на розовом граните, в которых
хвастался этим достижением.
Одна из этих надписей, обнаруженная в середине XIX века, гласила:
«Царь Дарий говорит: Я перс; выйдя из Персии, я завоевал Египет. Я приказал вырыть этот канал
от реки, которая называется Нил и протекает в Египте, до моря, которое начинается в Персии.
Поэтому, когда этот канал был вырыт, как я приказал, корабли пошли из Египта через этот канал
в Персию, как я и предполагал.»


В конце 19 века другая стела под названием «Камень Пифома» свидетельствует о том, что Птолемей
построил судоходный канал со шлюзами из залива Герополит в Красном море, что позволяло проходить
судам, но не происходило смешение соленой воды из Красного моря с пресной водой в канале.
Есть свидетельства того, что в древности Красное море и его Суэцкий залив простирались на север до
 озер Египта. Красное море постепенно отступало на протяжении веков, его береговая линия медленно
перемещалась на юг от озера Тимса и Великого озера, так что двести лет спустя восточный конец
канала, входивший в Красном море, был забит илом.


Канал существовал в той или иной форме до 8-го века, пока он не был закрыт аббасидским халифом
аль-Мансуром в 767 году, чтобы помешать его врагам и повстанцам использовать канал для отправки
людей и припасов из Египта к его недоброжелателям в Аравию. Из-за отсутствия технического
обслуживания канал исчез в пустыне, а также из памяти людей.






Суэцкий канал в 1869 году. Гравюра из "Журнала популярной литературы, науки и искусства Эпплтона",
Wikimedia Commons



О канале вспомнил  Наполеоном в 1798 году во время французской кампании в Египте и Сирии.
У Наполеона были свои мотивы искать канал, потому что, если канал можно было бы реконструировать,
это позволило бы Франции монополизировать торговлю с Индией. Наполеон поручил своему главному
инженеру-строителю Жаку-Мари Ле Перу провести топографическую съемку Суэцкого перешейка для
поиска остатков древнего канала. Ле Пер и его коллеги-инженеры смогли обнаружить «канал фараонов»
от Красного моря до Нила. Позже, когда Наполеон стал императором, он попросил своего главного
инженера найти способ снова открыть канал, но Ле Пер, как и его предшественники две тысячи лет назад,
ошибочно сообщил Наполеону, что Красное море выше Средиземного.

Строительство Суэцкого канала началось только через пятьдесят лет, в 1859 году. Раскопки велись
с использованием принудительного труда, как и при фараонах. По оценкам некоторых источников,
десятки тысяч рабочих умерли от таких болезней, как холера и другие эпидемии,  по самым  скромным
оценкам, умерло не менее 3000 человек. На канале нет шлюзов, так как уровень моря одинаков.
Его маршрут, в отличие от «Канала фараонов», проходит через перешеек, проходящий через Великие
озера на север, затем выходит к Средиземному морю недалеко от портового города Суэц.




Tags: всячина, история
Subscribe

Posts from This Journal “всячина” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments