В живописи и литературе - Александр III
В живописи и литературе - Александр II, ч.1
В живописи и литературе - Александр II, ч.2
В живописи и литературе - Александр II, ч.3

Константин Маковский.
«Портрет Александра II».
Помимо псов, зачисленных в штат императорской охоты, в охотничьей слободе жили и собственные
собаки членов августейшей фамилии. Их содержание оплачивалось из личных средств императора.
В описи 1847 года значатся: водолаз (ньюфаундленд) Гектор и щенок пуделя (имя не указано) Николая I
Павловича, две шарлотки (карликовые пудели), принадлежавшие императрице Александре Федоровне,
и 19 собак цесаревича Александра Николаевича…
Страстным любителем собак был… Александр II. В молодости у него был Муля, сопровождавший
императора в путешествиях по России и Европе, потом левретка Мок, Моксик. По воспоминаниям
фрейлины А. Ф. Тютчевой, Моксик предпочитал только один определённый сорт печенья,
размоченный в молоке, и по указанию императора неизменно получал свою любимую еду.
А еще был Панч, или «Верный Панч», как по-мужски лаконично охарактеризован он в эпитафии.
Позже у Александра II появился сеттер Милорд, черный, с одной белой лапой, подаренный одним
польским паном. Ходили слухи, что сеттер был не совсем чистокровный, но это не беспокоило
владельца.
Император с ним не расставался, сам водил пса на прогулки в Летний сад и даже брал с собой на
концерты.
Милорда знал весь Петербург. По городу ходили трогательные и забавные истории, с умилением
приведенные в «Историческом вестнике».
Одна из них рассказывала о том, как Милорд съел именинный крендель домашней выпечки, который
гимназист нес в подарок своей бабушке и случайно уронил, отдавая честь императору. Император
утешил плачущего гимназиста, взяв вину на себя, поскольку вывел гулять недостаточно накормленного
пса. А имениннице по высочайшему распоряжению был отправлен пышный торт из лучшей кондитерской.
Как и все сеттеры, Милорд нуждался в постоянном глубоком общении с хозяином и почти с ним не
разлучался. Когда Александр II уехал в Париж на Всемирную выставку (его с трудом уговорили не
брать собаку с собой из-за длительности переезда). Милорд умер от разрыва сердца, в отчаянии
решив, что его оставили навсегда. Факт смерти собаки скрывали от Александра II до возвращения,
так как опасались, что выражение печали на лице императора может быть приписано обстоятельствам
политического свойства… Надо ли говорить, как государь горевал, узнав печальную весть.
Однако потомство Милорда продолжало множиться и радовать своих владельцев. По утверждению
известного историка русского собаководства Л. П. Сабанеева, один из щенков Милорда вырос в
имении графа Льва Николаевича Толстого.
«Боги, люди, собаки». Санкт-Петербург, «Арка». 2010год.

Константин Маковский.
«Портрет императора Александра II».
1860.
Александр II умел уговаривать. При этом он брал руки несогласного в свои ладони, ласково
смотрел в глаза и говорил с нежностью:
«Если вы меня любите… я вас очень прошу… сделайте это для меня!»
В. Пикуль. «Битва железных канцлеров».

«Чтение Манифеста 19 февраля 1861 года в деревне». (Царствование Александра II).
Литография.
Возвращались из Гатчины поездом; царь да Горчаков – больше в вагоне никого не было. Александр II
всю дорогу много курил. Поезд уже катился по окраинам столицы, когда он сказал:
– Не знаю, что со мною, но таким, как теперь, я еще никогда не был. Раньше хоть радовала охота.
А теперь лишь вино да женщины – это как-то отвлекает. Кончится для меня все катастрофой...
Не спорьте, князь! Я был в Париже у одной гадалки вместе с дядей Вилли, она ему накаркала
долгую жизнь и множество успехов. Потом взяла дату моего рождения – тысяча восемьсот
восемнадцатый год – и молча переставила только две последние цифры: получилось тысяча
восемьсот восемьдесят первый, – вот это и есть год моей гибели.
В. Пикуль. «Битва железных канцлеров».

«Освобожденные крестьяне подносят хлеб-соль Александру II».
1861.

Пётр Фёдорович Борель.
«Портрет Александра II».
Исторические документы, исследования, мемуары создают образ противоречивый, в них высказываются
мнения от самых восторженных до уничижающих. Говорили, что Александр II был невеликой силы ума,
непоследователен, подвержен влияниям, слишком влюбчив, быть может, не особенно осмотрителен и
осторожен в предпринимаемых шагах и решениях. Драматически складывалась его личная жизнь.
Многолетний роман с княгиней Долгоруковой, впоследствии Юрьевской, их тайная связь, которая не
была секретом для окружающих, необходимость делить свою жизнь на две семьи не могли не оказывать
влияния на жизнь императорского дома и на мировосприятие самого российского самодержца.
Виктор Лопатников. «Горчаков». Серия ЖЗЛ.

Михай Зичи.
«Поздравление Александра II 1 января 1863 года дипломатическим корпусом».

Р. Экман.
«Александр II официально провозглашает открытие сессии Сейма Финляндии в 1863 году».
До 1917 года он был широко признан в народе, ему было воздвигнуто свыше двухсот памятников
по всей империи. Православная церковь Болгарии до сих пор поминает его имя на божественных
литургиях, а площади в столицах Болгарии и Финляндии и сегодня украшены монументами в его честь.
Виктор Лопатников. «Горчаков».

Михай Зичи.
«Костюмированный бал во дворце княгини Елены Кочубей в честь императора
Александра II 5 февраля 1865 года».

Иван Тюрин.
«Александр II».
Конец 1860-х.

Михай Зичи.
«Александр II и Насир-ад-Дин Шах во время парада на Царицыном лугу».

Михай Зичи.
«Александр II с группой военных за столом в готическом интерьере».
Полмиллиона солдат и полмиллиарда рублей – такова цена для России Крымской кампании.
Черноморский флот лежал на дне, Севастополь дымился руинами; жители выезжали в Николаев,
на горьких пепелищах выли покинутые псы да бродили одичалые кошки. Русский человек не
признавал себя побежденным, умные люди даже приветствовали поражение царизма, за которым
должно последовать оздоровление государства. Московские славянофилы тогда же пустили в
оборот модное словечко «оттепель»:
– Господа, начинается политическая оттепель…
Началась она с того, что Александр II (сам курящий) позволил верноподданным курить на улицах
и в общественных местах. Демонстративное курение стало признаком либеральных воззрений
курящего, а дворянин, рискнувший отпустить себе бороду, считался уже карбонарием, чуть ли не
гарибальдийцем. Возникла мода на папиросы – чисто русское изобретение (хотя название взято
от испанской пахитосы, в которой табак заворачивался не в бумагу, а в соломку).
«Оттепель» безмерно обогатила табачных фабрикантов Миллера и Гунмана, выпускавших три
сорта курева: тонкие и длинные – ферезли, толстые и короткие – пажеские, наконец, специально
для театралов появились папиросы на две затяжки, называемые – антракт…
В. Пикуль. «Битва железных канцлеров».

Михай Зичи.
«Александр II с придворными в Арсенальном зале Гатчинского дворца».

Михай Зичи.
«Завтрак императоров Александра II и Вильгельма I в Зимнем дворце».
Journal information