?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Flag Next Entry
ngasanova

Четвёртый постамент

В центре Лондона находится Трафальгарская Площадь, а в ее центре Нельсоновская Колонна, которую венчает статуя Адмирала Горацио Нельсона, победителя в морской битве при Трафальгаре.




Трафальгарская площадь - одно из самых знаменитых мест Лондона. Идея создания площади принадлежит Дж. Нэшу. Площадь была построена в 1829-1841 годах в память победы, одержанной английским флотом под командованием адмирала Нельсона в 1805 году у мыса Трафальгар в период англо-французской войны.



Нельсон был убит в бою.




В 1842 году воздвигнута гранитная колонна с фигурой Нельсона, высота колонны 60 м.
Памятник этому легендарному адмиралу, победителю Трафальгарской битвы, окружен четырьмя бронзовыми львами работы Сэра Эдвина Лендсера.




Четыре бронзовых барельефа у основания колонны сделаны из расплавленных пушек, захваченных во время морских сражений у французского флота, и изображают сцены из этих сражений.
На Южной стороне площади расположен Уайтхолл,




Уайтхолл. Джон Саттон.

на северной - Национальная галерея.




Она была основана благодаря королю Георгу IV, который потребовал от правительства приобретения коллекции из 38 картин, среди которых были шесть работ Хогарта. Картины Рубенса, Рембранта и других фламандских, голландских и итальянских художников эпохи Возрождения были приобретены позже, по мере того, как галерея расширялась. Национальная галерея в Лондоне - одно из лучших в мире собраний западно-европейской, в том числе английской живописи (шедевры 13-20 веков), и является центром мирового изобразительного искусства.
Здание возведено в 1834-1837 годах в стиле классицизма и позднее расширено.

Вокруг, по углам площади четыре постамента и три статуи.

Георг IV, в северо-западном углу




С правлением Георга-регента связана долгая борьба Великобритании с Наполеоном I и французской империей, закончившаяся поражением Наполеона и победой Англии. Экономическое развитие страны в эти годы также было успешным.




Однако Георг IV (как принц-регент и затем как король) был лично чрезвычайно непопулярен — одним из самых непопулярных монархов Британии вообще.
Денди, щедрый покровитель художников, гурман, Георг имел не вполне заслуженную репутацию холодного эгоиста, равнодушного к своим близким.
Георг IV изобрёл правый и левый сапог. До этого вся обувь могла надеваться на любую ногу
Считался, особенно в молодости, ловеласом и сердцеедом с учётом того, что обхват его талии достигал 1,5 метра.

Интересен факт, что одной из любовниц Георга была Ольга Александровна Жеребцова, урожденная Зубова. Современники считали Жеребцову одной из красивейших женщин своего времени.




Ее внебрачный сын Георг (Егор Егорович, 1806—1844) Норд по ее собственным утверждениям был от Георга IV. Егор Норд был женат на княжне Щербатовой, служил российским консулом в Персии и скончался в Гиляне от чёрной оспы.

В юго восточном углу площади - памятник Генри Хейвлоку.




Генри Хейвлок ( 5 апреля 1795 — 24 ноября 1857) — британский генерал-майор, один из самых харизматичных английских военачальников, чьё имя прочно ассоциируется с колониальными войнами в Индии.




Особенно прославился он своей кампанией в долине Ганга, связанной с боями за Канпур и Лакхнау во время Великого мятежа сипаев 1857—1859 годов.




Генри Хейвлок считал, что главным побуждающим мотивом в войне для воина должен служить не страх наказания и почитание начальства, а христианские мотивы сострадания и мотивация защиты слабых.
Разумеется, это снискало ему удивительную популярность в войсках; на его любовь солдаты отвечали тем же и добровольно проявляли чудеса героизма под руководством своего харизматичного военачальника. Именно эта любовь к своим подопечным, искренняя сердечность в отношениях даже с низшими чинами в сочетании с героизмом высшего уровня снискали Генри Хейвлоку такую поистине всенародную любовь, следы которой сохраняются в Британии и по сей день.

Надпись на статуе гласит:
«Генерал-майору Сэру Генри Хейвлоку, кавалеру Ордена Бани, и его доблестным товарищам по оружию в честь Кампании в Индии в 1857 г.»

Также там приведена цитата одного из его воззваний:

«Воины! Ваша храбрость, Ваши труды, Ваши жертвы, Ваши подвиги и Ваша доблесть никогда не будут забыты нашей великой страной!»

Сэр Чарльз Джеймс Нейпир - юго-западный угол.




Генерал сэр Чарльз Джеймс Нейпир, GCB (10 августа 1782 - 29 августа, 1853), был генералом британской империи и британской армии, командующий войсками округа в Индии, заметные его завоевания то, что является теперь Пакистаном в провинции Синд.




Генеральный Нейпир подавить несколько восстаний в Индии во время его правления в качестве верховного главнокомандующего в Индии,
Нейпир прославился также в войне с Наполеоном

В северо восточном углу собирались воздвигнуть монумент королю Вильгельму IV, но тут кончились деньги, бывало такое и раньше, и постамент остался незаполненным.

Впоследствии к согласию о том, кто достоин почести, какой король, какой герой, прийти так и не удалось. Незаполненный постамент как будто создавал дисбаланс, неуравновешенность, перекос в общей картине славного Трафальгара.

С 1998 года постамент предоставляется Королевским обществом покровительства искусствам в пользование современным скульпторам для демонстрации на нём их работ.

Учрежденный Обществом проект-конкурс «Четвертый постамент» был возглавлен Совещательной группой во главе с писателем сэром Джоном Мортимером и искусствоведом Ричардом Корком. Конкурс на скульптуру для постамента вызвал ажиотаж: одних только тем было насчитано 328. Число участников превышало восемь тысяч.

В 1999 году власти Лондона приняли решение установить на Четвертом постаменте скульптуру Христа работы современного художника Марка Уоллингера.




Скульптура представляла собой мраморную фигуру Христа, выполненную со слепка с тела обнаженного натурщика. Статуя была выполнена в масштабе 1:1, так что возникала иллюзия реального присутствия живой фигуры (или, если сказать точнее, ее симулякра). Фигура Христа занимала лишь один из углов постамента, что было оригинальной находкой автора. Наверное, именно эта скульптура, сделанная с нарушением традиционного масштаба монументальной пластики, могла бы заслужить право называться современным монументом. В ней соединялось сегодняшнее видение скульптурной формы с апелляцией к объединяющему религиозному началу, выраженному в смелой и лаконичной форме.

На смену статуе Христа Уоллингера в 2000 году пришла гротескная композиция Билла Вудроу (Bill Woodrow) "Невзирая на историю" (Regardless of History), изображающая голову, раздавленную книгой, и растущее из нее дерево.




Через год постамент украсил арт-объект работы британской художницы Рейчел Уайтред

После этого постамент несколько лет простоял пустым, пока в 2005 году туда не поставили статую беременной художницы-инвалида Элисон Лэппер (Alison Lapper), выполненную ее другом Марком Куинном (Marc Quinn).




Марк Куинн – автор самого спорного монумента, мраморной скульптуры «Элисон Лаппер беременная». Критики новой работы участника известной группы «Молодые британские художники» (YBA, Young British artists), прославившегося автопортретом, выполненным собственной кровью, и экспериментами с замораживаем и консервированием живых растений, усмотрели в ней слишком явную попытку сделать очередную сенсацию на грани вызова и политкорректности.




Элисон Лаппер – это художница-инвалид, у которой отсутствуют руки и ноги. Куинн изобразил ее, во-первых, абсолютно обнаженной и, во-вторых, на восьмом месяце беременности, как бы следуя известным примерам из творчества другого английского художника, Люсьена Фрейда.
Натуралистический облик скульптуры позволяет предположить, что она базируется на слепке, сделанном непосредственно с модели. Проходившее при большом наплыве прессы, открытие памятника превратилось в настоящий гимн творению Куинна.
Сама Лаппер заявила, что приветствует этот «современный апофеоз феминизма, инвалидности и материнства» .
Мэр Лондона Кен Ливингстон сказал:
«Элисон Лаппер беременная — это современная героиня, сильная, грозная и полная надежды»
Скульптура простояла два года.

Два года спустя была установлена инсталляция Томаса Шютте - «Модель отеля», сделанная из цветного стекла.




В 2009 на постаменте проводился живой перформанс Энтони Гормли (Antony Gormley), в рамках которого в течение ста дней на нем «экспонировались» живые люди.




Проект Гормли называется One & Other — «Один и другой».
Суть его такова: в течение 100 дней на Четвертом постаменте 24 часа в сутки «экспонировались» разные люди, каждый из которых проводил там час.
То есть живыми изваяниями стали 2 400 человек.




Эти люди, которые могли там петь, танцевать, произносить речи, пить кофе, просто сидеть и вообще делать все, что им захочется, — конечно то, что входит в рамки закона.

По словам Энтони Гормли, поднявшись на постамент, человеческое тело превращается в символ. Три постамента Трафальгарской площади украшают символы мужественности и войны, а он хочет противопоставить им реальную жизнь, вознеся на пьедестал символы культурного многообразия, культа индивидуальности и уязвимости личности в современном обществе.




«Это может быть трагичным, а может быть и забавным» , — говорит он.

14 октября 2009 года в Лондоне завершился проект Энтони Гормли (Antony Gormley) "Один и другой", в ходе которого на четвертый постамент Трафальгарской площади каждый час поднимались разные люди.

В 2010 году на постаменте была размещена работа художника нигерийского происхождения Йинка Шонибаре, изображающая модель английского военного корабля в бутылке с африканскими тканями вместо парусов.




Корабль, который можно рассмотреть во всех деталях, находится в бутылке размером 4,7 метра, закупоренной большой пробкой. Эту бутыль специально привезли из Рима по заказу мастера, а вот сам парусник был сделан Йинки вручную. С точностью до мелочей он воспроизвел палубу, канаты, 80 пушек, только паруса на бутылочном кораблике не белые, а цветные – сшитые из ткани, раскрашенной в национальные африканские цвета.

Памятник в бутылке был сделан Йинки Шонибаре еще в 2008 году, но все это время он простоял в здании лондонской мери, и только в 2010 занял пустующий постамент. Долгое время он использовался в качестве необычных проектов лондонских художников, а корабль «Виктори» стал первым памятником, надолго занявшим это место.




Парусник в бутылке почти в тридцать раз меньше оригинала, который в своем первозданном виде находится сегодня в музее Портсмута. Все желающие могут посетить этот музей, чтобы удостовериться в схожести копии и оригинала. О том, как именно он поместил свое творение в огромную бутыль, Шонибаре не стал рассказывать, несмотря на просьбы публики, но работа не стала хуже оттого, что мастер не раскрыл свой секрет.

Работа «Беспомощные конструкции. Статуя 101» скандинавских художников Элмгрина и Драгсета (Elmgreen and Dragset) сегодня украшает Четвертый постамент на Трафальгарской площади. Потемневшим от времени грозным изваяниям полководцев противопоставлена четырехметровая светлая бронзовая скульптура мальчика на лошадке-качалке. Творческий дуэт датчанина Элмгрина и норвежца Драгсета уже представлял свои работы на британской земле — в галереях Серпентайн и Тейт Модерн.




Поза мальчишки-наездника пародирует властные позы, в которых обычно ваяют всадников. Паренек сидит на своей игрушечной лошадке в нескольких метрах от Колонны Нельсона и прочих памятников важным историческим деятелям Британии. Вместо того чтобы прославлять героизм властных лидеров, работа Элмгрина и Драгсета отражает каждодневное преодоление препятствий простыми людьми и юношеский оптимизм ребяческой игры.




Исполнительный директор Художественного совета Англии Мойра Синклер (Moira Sinclair) накануне открытия скульптуры высказалась так:
«Четвертый постамент предоставляет уникальное место для самовыражения ведущим современным художникам, где они могут высказаться о Лондоне и мире, в котором мы живем. В новой работе Элмгрина и Драгсета есть та радость, интрига и глубина, которой мы ожидали. Надеюсь, лондонцы примут эту работу всем сердцем».




В 2013 Четвертый постамент украсит яркий синий «Петух» немецкой художницы Катарины Фритч (Katharina Fritsch). Это работа из серии масштабных монохромных скульптур, которые Катарина создает вот уже три десятилетия. Автор своим петухом высмеивает раздутое самомнение некоторых мужчин. Кроме того, эта красивая птица символизирует возрождение, пробуждение и силу.

«Я хотела создать нечто одновременно серьезное и смешное. Чтобы это выглядело оптимистично, и не слишком жестко» , — прокомментировала художница.


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.