Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

ТАР - азербайджанский национальный струнный инструмент

Певец, хотя б одну лишь ночь еще сыграй на таре
И принеси мне избавление от мук, что жизнь мне дарит.


Низами Гянджяви "Искендернаме"

Тар один из ведущих инструментов в музыке Азербайджана




Тар был распространён на Ближнем востоке начиная с 14-15 веков – в Азербайджане, Иране, Дагестане, Ираке, Турции, Армении.



В те далекие времена, на территории Азербайджана тар использовался в основном на приёмах у богатых и знатных людей.




Старинный тар состоял из 4-6 струн и имел 19 ступенный звукозаряд у которого были мелкие интервалы менее полутона.
Разновидностями тара являются инструменты: дутар (двухструнный), сетар (трехструнный), чахартар (четырехструнный), пянджтар (пятиструнный) и шештар (шестиструнный). Где-то с конца 18 века тар получил в Азербайджане широкое распространение благодаря переделкам, которые внёс в этот инструмент знаменитый тарзен (исполнитель тара) Садыхджан (Мирза Садыг Асад оглы), которого также прозвали "Отец тара".




Садыхджан реконструировал тар, увеличив число струн до 11. Также он внес значительное изменение в исполнение тара. Раньше тар имел больший размер и поэтому его держали на коленях и играли в полусгорбленном состянии, а Садыхджан перевел игру на таре с колен на грудь. Тар прижимается к груди правой рукой, а левой держат аккорды. Со времен изменения Садыхджана, в таре практически ничего не изменилось. Благодаря Садыхджану, тар стал использоватся широкомасштабно как среди богатых так и среди простолюдья.




Тар в переводе с персидского означает - струна. Тар - выдалбливается из дерева. У тара, корпус состоит из двух чаш (в основном сделанных из тутового дерева), затянутых мембраной из животного пузыря или рыбьей кожи, длинную шейку и головку обычно делают из орехового дерева.
На грифе тара — 22 основных навязных лада и 2-3 дополнительных камышовых, наклеенных у корпуса. Находящимися в специальном желобке шейки, основные лады фиксируются вставными деревянными колышками.
Развитию тара ещё больше помог выдающийся композитор Узеир бек Гаджибейли, который в 1931 году использовал тар в первой опере на Востоке "Лейли и Меджнун", автором которой был он сам (автором письменного произведения "Лейли и Меджнун" был великий писатель Азербайджана Низами Гянджяви). Также Узеир бек Гаджибейли был первым кто систематизировал и создал полный комплект нот в письменном виде.




Описание тара

Струны тара делятся на три группы:
1. Белая, желтая и толстая парные струны.
2. Толстая одинарная струна, используемая только при исполнении мугамов.
3. Две парные звонкие, тонкие струны.

Тар во время игры держат у груди в горизонтальном положении, прижимая его корпус к груди кистью правой руки, при этом плектр, зажатый между большим и указательным пальцами той же руки, приводит струны в колебание. В левой же руке, гриф зажат между большим и указательным пальцами, одновременно с чем указательный, средний и безымянный пальцы, прижимая струны к различным ладам, обеспечивают звучание.
Во время исполнения технические и художественные возможности тара реализуются посредством трелей и различных приемов плектрного удара.
Музыкальные партии для тара записываются в меццо-сопрановом ключе "до". Хроматический звукоряд тара включает 2,5 октавы. Диапазон инструмента охватывает звуки от "до" малой октавы до "соль" второй октавы, но при игре можно также взять звуки "ля" и "ля бемоль".

В 30-ые годы было поставлены запреты на исполнение на национальных инструментах, особенно на тар и кяманча, которые были основными и единственными инструментами в тройке: тар, кяманча и ханенде (певец).
Главную роль в тройке играл тар, так как он был ведущим.

Но несмотря ни репресси находились исполнители, которые продолжали исполнять нацилональные произведения на таре.
Гурбан Пиримов продолжал играть на таре как открыто так и подпольно.




Также Микайыл Мушфиг великий азербайджанский поэт, прославлен на всю страну своими стихами. За патриотические стихи, в 31 год Микайыл Мушфиг был обвинен в пантюркизме и панисламизме и был расстрелян.

Высокий я избрал себе маршрут-
Подъем, с борьбою сопряженный, крут.
Мне хорошо среди людей хороших,
Что ценят человека, ценят труд!
Я молод, знаю-счастье предо мной,
Как месяц, что не стал ещё луной,
Я только распускаю парус белый-
Не вей же, чёрный ветер, над волной


Спустя годы, национальные инструменты заняли своё былое место в культуре и фольклёре. Проводились всесоюзные фестивали. На такого рода фестивалях за исполнение тара первое место практически всегда занимали выходцы из Азербайджана.

Среди известных исполнителей:
Бахрам Мансуров - на протяжении более 30 лет был художественным руководителем и первым таром в Азербайджанском Государсвенном театре Оперы и Балета имени Мирзы Фатали Ахундова.




Рамиз Кулиев - живой корифей, выдающийся исполнитель тара как соло так и в аккомпанементе. Рамиз Кулиев провел гастроли практически по всему миру.
По сей день Рамиз Кулиев удивляет нас и весь остальной мир своим неповторимым исполнением на таре.

Тар используется на национальной валюте Азербайджане, как нa бумажных купюрах, так же и на монетах.




Марка СССР (1990, ЦФА № 6249)




Джаваншир Казымов. Тар. Подмосковные вечера



Источник: http://woman-az.ru/

Tags: Азербайджан, история, музыка
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments