?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Flag Next Entry
ngasanova

ТАР - азербайджанский национальный струнный инструмент

Певец, хотя б одну лишь ночь еще сыграй на таре
И принеси мне избавление от мук, что жизнь мне дарит.


Низами Гянджяви "Искендернаме"

Тар один из ведущих инструментов в музыке Азербайджана




Тар был распространён на Ближнем востоке начиная с 14-15 веков – в Азербайджане, Иране, Дагестане, Ираке, Турции, Армении.



В те далекие времена, на территории Азербайджана тар использовался в основном на приёмах у богатых и знатных людей.




Старинный тар состоял из 4-6 струн и имел 19 ступенный звукозаряд у которого были мелкие интервалы менее полутона.
Разновидностями тара являются инструменты: дутар (двухструнный), сетар (трехструнный), чахартар (четырехструнный), пянджтар (пятиструнный) и шештар (шестиструнный). Где-то с конца 18 века тар получил в Азербайджане широкое распространение благодаря переделкам, которые внёс в этот инструмент знаменитый тарзен (исполнитель тара) Садыхджан (Мирза Садыг Асад оглы), которого также прозвали "Отец тара".




Садыхджан реконструировал тар, увеличив число струн до 11. Также он внес значительное изменение в исполнение тара. Раньше тар имел больший размер и поэтому его держали на коленях и играли в полусгорбленном состянии, а Садыхджан перевел игру на таре с колен на грудь. Тар прижимается к груди правой рукой, а левой держат аккорды. Со времен изменения Садыхджана, в таре практически ничего не изменилось. Благодаря Садыхджану, тар стал использоватся широкомасштабно как среди богатых так и среди простолюдья.




Тар в переводе с персидского означает - струна. Тар - выдалбливается из дерева. У тара, корпус состоит из двух чаш (в основном сделанных из тутового дерева), затянутых мембраной из животного пузыря или рыбьей кожи, длинную шейку и головку обычно делают из орехового дерева.
На грифе тара — 22 основных навязных лада и 2-3 дополнительных камышовых, наклеенных у корпуса. Находящимися в специальном желобке шейки, основные лады фиксируются вставными деревянными колышками.
Развитию тара ещё больше помог выдающийся композитор Узеир бек Гаджибейли, который в 1931 году использовал тар в первой опере на Востоке "Лейли и Меджнун", автором которой был он сам (автором письменного произведения "Лейли и Меджнун" был великий писатель Азербайджана Низами Гянджяви). Также Узеир бек Гаджибейли был первым кто систематизировал и создал полный комплект нот в письменном виде.




Описание тара

Струны тара делятся на три группы:
1. Белая, желтая и толстая парные струны.
2. Толстая одинарная струна, используемая только при исполнении мугамов.
3. Две парные звонкие, тонкие струны.

Тар во время игры держат у груди в горизонтальном положении, прижимая его корпус к груди кистью правой руки, при этом плектр, зажатый между большим и указательным пальцами той же руки, приводит струны в колебание. В левой же руке, гриф зажат между большим и указательным пальцами, одновременно с чем указательный, средний и безымянный пальцы, прижимая струны к различным ладам, обеспечивают звучание.
Во время исполнения технические и художественные возможности тара реализуются посредством трелей и различных приемов плектрного удара.
Музыкальные партии для тара записываются в меццо-сопрановом ключе "до". Хроматический звукоряд тара включает 2,5 октавы. Диапазон инструмента охватывает звуки от "до" малой октавы до "соль" второй октавы, но при игре можно также взять звуки "ля" и "ля бемоль".

В 30-ые годы было поставлены запреты на исполнение на национальных инструментах, особенно на тар и кяманча, которые были основными и единственными инструментами в тройке: тар, кяманча и ханенде (певец).
Главную роль в тройке играл тар, так как он был ведущим.

Но несмотря ни репресси находились исполнители, которые продолжали исполнять нацилональные произведения на таре.
Гурбан Пиримов продолжал играть на таре как открыто так и подпольно.




Также Микайыл Мушфиг великий азербайджанский поэт, прославлен на всю страну своими стихами. За патриотические стихи, в 31 год Микайыл Мушфиг был обвинен в пантюркизме и панисламизме и был расстрелян.

Высокий я избрал себе маршрут-
Подъем, с борьбою сопряженный, крут.
Мне хорошо среди людей хороших,
Что ценят человека, ценят труд!
Я молод, знаю-счастье предо мной,
Как месяц, что не стал ещё луной,
Я только распускаю парус белый-
Не вей же, чёрный ветер, над волной


Спустя годы, национальные инструменты заняли своё былое место в культуре и фольклёре. Проводились всесоюзные фестивали. На такого рода фестивалях за исполнение тара первое место практически всегда занимали выходцы из Азербайджана.

Среди известных исполнителей:
Бахрам Мансуров - на протяжении более 30 лет был художественным руководителем и первым таром в Азербайджанском Государсвенном театре Оперы и Балета имени Мирзы Фатали Ахундова.




Рамиз Кулиев - живой корифей, выдающийся исполнитель тара как соло так и в аккомпанементе. Рамиз Кулиев провел гастроли практически по всему миру.
По сей день Рамиз Кулиев удивляет нас и весь остальной мир своим неповторимым исполнением на таре.

Тар используется на национальной валюте Азербайджане, как нa бумажных купюрах, так же и на монетах.




Марка СССР (1990, ЦФА № 6249)




Джаваншир Казымов. Тар. Подмосковные вечера



Источник: http://woman-az.ru/


promo nemihail 20:00, вчера 116
Buy for 30 tokens
Как в Аэрофлоте продолбали все полимеры. Фото: Яндекс Картинки Меня, как и многих, до глубины души затронула история с котом Виктором, которому запретили лететь в салоне вместе с его хозяином. Аэрофлоту, конечно, виднее, но я поражаюсь, как пиарщики этой компании бездарно продолбали…