Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Category:

Православие и мир — Протоиерей Алексий Уминский: Личность перестала быть ценностью



Сегодня российское общество находится в затяжном и глубоком кризисе. Кто-то видит проблему в отсутствии национальной идеи, другие — в социальном расслоении, третьи — в советском наследии. Писатели, политики и общественные деятели пытаются поставить диагноз и назначить лечение, но пока это больше похоже на «ощупывание слона слепцами». А если посмотреть в христианской перспективе? Отвечают священники Русской Православной Церкви.

Протоиерей Алексий Уминский, духовник православной Свято-Владимирской гимназии::



В России жизненно необходимо сущностно разрешить проблему отношения к личности. Можно построить благополучную экономическую систему, крепкое государство и так далее, но без решения этой проблемы двигаться куда бы то ни было не имеет смысла.

За последнее столетие человеческая личность перестала быть ценностью в глазах нашего общества.

Поэтому человеческая личность перестала быть ценностью и для представителей власти. Поэтому человеческая личность — не ценность для тех, кто осуществляет набор солдат в армию. Поэтому человеческая личность — не ценность для сотрудников полиции.

Человеческая личность — не ценность для судей и прокуроров. Для тех, кто сидит в ЖЭКах и выписывает счета на оплату квартиры. Для сотрудников управ, муниципалитетов и других структур.

У нас человеческая личность перестала быть не просто величайшей ценностью, она утратила вообще какую-либо ценность.

Государство работает не для человека, а для населения. А население становится заложниками — потому что в этом населении нет людей. Конкретный человек не вызывает у чиновника, полицейского, судьи, депутата — кого угодно — ничего, кроме раздражения или является потенциальным источником взятки.

Подобная трансформация затрагивает и наше, внутрицерковное сообщество. Люди, приходящие в Церковь, недоумевают и обижаются: к ним могут отнестись без уважения только потому, что они без платочка и без юбочки. Вот эти платочки и юбочки могут оказаться ценнее всего остального даже в Церкви, хотя в Церкви должна быть важна не масса приходящих, а каждый конкретный человек.

Уважение к личности, достоинству, правам человека — это уважение к бессмертной душе человеческой, перед которой весь мир ничего не стоит.

Мне кажется, что и для страны это жизненно необходимо — чтобы не распасться на части, не превратиться в маленькие княжества, не допустить гражданских противостояний, чтобы и Кавказ остался российским, чтобы избежать межрелигиозного напряжения, чтобы протесты были услышаны и чтобы сами протестующие понимали, чего они хотят в своих протестах.

Протесты — это механизм демократического общества. Они возникают там, где представители власти не руководствуются законом Божьим и евангельскими ценностями.

А при современном устройстве (это касается не только России, но и любой другой страны) встает вопрос: на что ориентируется тот высший чиновник, которого называют президентом? В государстве современного типа трудно себе представить, чтобы подобный чиновник строил свои отношения с обществом, исходя из евангельских принципов — из евангельского отношения к себе самому, к миру, к человеку и так далее.

Об этом можно только пожалеть. Эти принципы в качестве основания власти утеряны. Если бы у власти был настоящий христианин, понимающий личность, достоинство, мир и человека с точки зрения Евангелия, мы бы понимали, что может удерживать в узде главу страны.

В житии святой равноапостольной царицы Елены есть замечательный эпизод. Когда она обрела Честной Крест Господень, вместе с ним были обретены гвозди. Из одного из этих гвоздей царица Елена сделала уздечку и подарила ее своему сыну, императору Константину, будущему святому равноапостольному — в знак того, что должно быть сдерживающим фактором его власти. Уздою для него самого должно быть Распятие Христово.

Святитель Амвросий Медиоланский, которому достался этот гвоздь (он и ныне пребывает в Милане) в одной из проповедей по поводу этого эпизода сказал о царице Елене: «О, что за чудный конюх эта женщина!»

Сегодня этой узды Христовой ни на кого из правителей у нас нет. Подобной уздой служит сам народ. Это еще античное высказывание: Vox populi – vox Dei («Глас народа — глас Божий» — лат.).


Фото: ML-fotoart, photosight.ru

Конечно, правда протестов до конца не очевидна и с евангельской правдой во всем сопоставима быть не может. Но тем не менее — как только власть выходит за рамки того правления, которое признается истинным, народное недовольство становится той уздой, которое не дает власти окончательно погрузиться в цинизм.

В принципе, любая светская власть тяготеет к цинизму. Если носитель власти не святой, он так или иначе будет подвержен всем искушениям власти: в частности, будет воспринимать народ либо массой, посредством которой он достигает своих целей, либо как что-то, что ему мешает. Поэтому протестные настроения необходимы в качестве сдерживающего фактора. Главное, что в них проявляет себя понимание: нельзя жить во лжи.

Если власть умная, чуткая и совестливая — она будет обращать внимание на протестные движения и корректировать свои действия в соответствии с ними. Это совершенно не значит, что власть должна идти на поводу у любого протеста, но ей необходимо услышать основной посыл: власть должна быть нравственной.

Ничего более протестующие требовать не могут. Протестующие не имеют права требовать революции (это будет страшно), смены правителей (это будет нелепо), но честности выборов — да, нравственности власти — да, справедливых судов, борьбы с коррупцией и преступностью в целом — обязательно.

Поэтому власть должна создать площадку, на которой она и оппозиция через своих представителей могли бы выслушивать друг друга и анализировать: что из требований оппозиции выполнимо, а что — нет, какие претензии справедливы, что можно сделать уже сейчас.

Это очевидно: власть должна разговаривать со своим народом и не только на Поклонной горе с теми, кто ее поддерживает шутками и прибаутками, но и с теми, кто ходит с писателями и художниками с белыми ленточками. Среди последних — много самых разных людей, в том числе и лично мне совершенно не близких. Они выдвигают много таких лозунгов, которых я никогда не приму. Но много и таких вещей, о которых честный человек просто не может не думать.

Вообще сегодня самое опасное для общества — глухота, нежелание друг друга слышать и друг с другом разговаривать. И последние полгода нас должны научить тому, что не надо бояться говорить правду.

И вообще бояться не надо. Бояться надо только Бога. И еще идти против совести.

Tags: Россия, оппозиция, религия
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments