Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Луи-Фердинанд Селин «Путешествие на край ночи»

Французский писатель, журналист и критик Фредерик Бегбедер (р.1965 году), хорошо известный российским читателям своими ироничными провокационными романами, комментирует пятьдесят произведений, названных французами лучшими книгами ХХ века.

bank 4761 64308




№ 6. Луи-Фердинанд Селин «Путешествие на край ночи» (1932)
Под номером 6 значился герой сериала «Пленник» (американский сериал о заколдованной деревне, обитатели которой живут в плену, но должны всегда улыбаться. Роль главного героя исполнил актёр Патрик Макгоэн). Помните его?
Он ещё кричал: «Я не номер, я свободный человек!».
Что ж, такой номер-нашивка идеально подходитЛуи-Фердинанду Селину.
«Путешествие на край ночи» Луи-Фердинанда Селина (1894-1961) – самый революционный роман века; это доказывает хотя бы тот факт, что он не удостоился Гонкуровской премии 1932 года. А ведь, принеся его в издательство «Деноэль», Селин предрёк: «Эта штука наверняка получит Гонкура и даст пищу целой литературной эпохе». Он ошибся в первой части своего предсказания, да и во второй тоже, ибо всем известно, что Селин был не поваром, а врачем.



Некоторые книги объяснить невозможно: они возникают вроде бы неведомо откуда, но, когда их читаешь, удивляешься как этот мир мог существовать без них. «Путешествие…» как раз из этой немногочисленной семейки: его очевидность переворачивает жизнь всех без исключения читателей. Его бесцеремонно грубый язык навсегда изменяет вашу манеру говорить, читать, писать и жить.
«Одна только музыка напрямую метит в нервную систему. Всё остальное - бесполезное сотрясение воздуха».
Никто не выходит из этого чтения прежним. Я завидую тем из вас, кто пока не прочёл эту яростную эпопею, полную крови, грязи и смрада: им ещё только предстоит потерять душевную невинность. Вы понимаете, что я имею ввиду: вначале читать такое не очень приятно, но мало по малу вы к этому пристраститесь.

Вечно куда-то бегущий герой Фердинанд Бардомю, прямой потомок Улисса (имеется ввиду странствующий герой бессмертных эпопей Гомера «Илиады» и «Одиссеи») и предок beat generation , проходит через войну 1914 года, через Конго, Нью-Йорк, Детройт, Париж и Тулузу, становится врачом в парижском предместье, а затем главврачом психиатрической клинике.
В каком-то смысле, «Путешествие на край ночи» - это первый роман эпохи глобализации. Предвосхитив её лет на пятьдесят, Селин описывает, как сужается и стандартизируется планета. Его антигерой повсюду видит одних только мертвецов или кандидатов в мертвецы, как, например, Робинзона на ярмарке в Батиньоле. И повсюду общество готово либо убивать людей, либо сводить их с ума. Селин создает самый мрачный плутовской роман в истории: по сравнению с ним «Дон Кихот» - просто загородная прогулка.

Писательский подвиг Селина состоит в том, что его роман, написанный черными чернилами на чёрной бумаге, все-таки читается, и читается всеми.
« Я писал свои романы, чтобы сделать их нечитабельными» - скажет он позже.
Тысячи эпигонов, часто очень талантливых (Сартр, Генри Миллер, Марсель Эмме, Антуан Блонден, Альфонс Будар, Сан-Антонио, Чарльз Буковски….), так и не смогли, даже приблизительно, достичь ясности его мрака, аморальности его апокалипсиса, истерии его кошмара, скверны его эпопеи.

Каким образом доктор Детуш, тридцативосьмилетний врач, практикующий в квартале Клиши и взявший псевдонимом имя своей бабки, смог создать эту «душераздирающую литературную симфонию», через пять лет после которой он написал «Безделицы для погрома» (мерзкий антисемитский памфлет, в котором ему следовало бы расставить не точки, а многоточия)?
Если вдуматься, то, к сожалению, можно обнаружить логическую связь между автором и героем: анархист Бардамю искал виновного, а антисемит Селин нашел козла отпущения. И, разумеется, подло свалил на него все причины несчастий человеческих.
Тем не менее идея «Путешествия на край ночи» остается извечно актуальной: мы пытаемся выжить на нашей маленькой планете без Бога, который насылает на нас бедность, войны и технический прогресс. «Гигантская гомерическая насмешка» . И никто не знает, «почему с нами так поступают» .
Роже Нимье прекрасно сказал о Селине:
«Дьявол и добрый боженька никак не договорятся, чей он».
Мне кажется, их схватка ещё не скоро кончится. А теперь погасите свет, я хочу блуждать в ночи… У меня полно времени, чтобы пройти сквозь мрак тоскливого одиночества….

«…И весь город, и все небо, всю деревню и нас, он все увозил с собой, и Сену тоже, все, чтоб и разговору больше не было о них» (перевод Э. Троиле) .
Нет, один только Лукини (Лукини Патрис – р. 1951 – французский актёр) способен продекламировать это как надо!

Источник - Библиотека Альдебаран

Tags: Фредерик Бегбедер, литература
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments