?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Flag Next Entry
ngasanova

Древняя дипломатия.

XV–XIVвека до нашей эры.
Между царствами древнего Востока идёт оживлённая переписка. Сохранились даже документальные подтверждения.
Самым крупным государством Востока в то время был Египет – границы Египта доходили до реки Ефрат. В Египте существовала специальная государственная канцелярия по иностранным делам, которая заведовала перепиской с соседними странами: Митанни, Вавилон, Ассирия, и с разными князьями из Сирии и Палестины.



Бедуины, сирийцы, палестинцы



Египтяне торговали с соседями и поддерживали культурные и политические связи.



Сохранились переписка и договор египетского фараона Рамсеса II с царем хеттов Хаттусилем III от 1278 года до нашей эры.



Рамсес II

Это (копия договора висит в фойе ООН) первый зарегистрированный мирный договор. Заключённый между Египетским фараоном Рамзесом II и Хеттским царём Хаттусилем III. За 1200 лет до Р.Х.



Хеттский царь Хаттусили III был вынужден (в 1295 г. до н. э.) заключить с Рамсесом II мир. Иероглифическая копия мирного договора была увековечена на стенах египетского храма. Рамсес II согласился заключить мир на условиях, вполне приемлемых для Хеттского государства, удержавшего за собой основную часть Сирии.



царь Хаттусили III

Заключение мира, возможно, было ускорено угрозой, возникшей для воюющих государств со стороны усилившейся в это время Ассирии. Мир между обеими державами был закреплён бракосочетанием Рамсеса II с дочерью хеттского царя.



Хаттусили III с дочерью,

В 1887–1888 гг. во дворце Аменофиса (Аменхотепа) IV (это средний Египет, правый берег Нила) был найден архив, содержащий дипломатическую переписку фараонов Аменофиса III и его сына Аменофиса IV
Телль-Амарнский архив находится в Британском музее в Лондоне и в Государственном музее в Берлине.



Аменофис III.

В него входят 360 глиняных табличек - переписка фараонов с царями других государств.
А также сирийские и палестинские князья писали фараону от которого зависели.
Из этой переписки видно, что фараоны поддерживали вражду между князьями, чтобы
укрепить свое влияние в Сирии.
В основном это просьбы к фараону о военной помощи. золота и подарков:
«Золота же в Египте, — постоянно повторяется в письмах, — так много, как песка».



Аменофис IV

В Телль-Амарнском архиве сохранились дипломатические письма вавилонских и митаннийских царей к Аменофису III и Аменофису IV. Содержание этих писем довольно разнообразно.
Интересна переписка Вавилонский царь Кадашман-Харбе и египетского фараона Аменхотепа III. До нас дошли два письма Аменхотепа III к Кадашман-Харбе и три письма последнего к Аменхотепу.

Аменхотеп хочет получить в свой гарем вавилонскую царевну.

Кадашман-Харбе отвечает, что у него уже находится его сестра, судьба которой ему неизвестна. Вавилонские послы не видят и не узнали ее в той женщине, которую показывал им фараон. «Это дочь какого-нибудь нищего, какого-нибудь гагея или ханигальбатца, а то, пожалуй, из земли Угарит».

9




Фараон опровергает жалуется на недобросовестность послов, которые лгут и не передают подарков, но намекает, что вавилонский царь хочет извлекать из родственных отношений материальные выгоды. На этот раз Аменхотеп считает не лишним преподать ему урок и даже не сопровождает своего письма обычными подарками.



Аменофис IV с женой в саду.

Кадашман-Харбе жалуется на это и на то, что фараон слишком долго зарерживал его послов и даже не исполнил акта международной вежливости — не пригласил их на какой-то праздник (может быть, в честь своего юбилея). Однако урок подействовал, и он без разговоров согласен отослать в Египет свою дочь. Но он и сам хочет получить царевну из Египта.



На это фараон ответил коротко ссылкой на статью закона: «Египетская царевна никому не может быть отдана».

Тогда Кадашман-Харбе шлет письмо:

«Ниммурии (Неб-Маат-Ра, тронное имя фараона), царю египетскому, моему брату, Кадашман-Харбе, царь Кар-Дуниаша твой брат. Привет твоему дому, твоим женам, всей твоей стране, твоим колесницам, твоим коням, твоим вельможам, большой привет. Ты брат мой, не захотел за меня выдать дочь и ответил: "Египетская царевна никогда никому не отдавалась". Почему так? Ведь ты царь- и можешь поступать по желанию сердца, и, если ты ее выдашь, кто будет противоречить? Когда мне был сообщен ответ, я ниписал: есть много дочерей и красивых женщин: пришли мне одну из них; ведь кто скажет тогда: "Это не царева"? Но ты не прислал. Итак, неужели таким ответом ты думаешь искать братства и дружбы и нашего сближения? Я именно писал тебе о браке в видах упрочения братских и дружеских отношений. Почему же брат мой не прислал мне жены? Ведь ты действительно не прислал ее. Может быть, и мне поступить так же? Нет, у меня есть дочери: я готов отдать за тебя любую... Что касается золота, о котором я тебе писал, шли золото, много золота, еще раньше прибытия сюда твоего посла; пришли его теперь, как можно скорее, в эту жатву, или в месяц таммуз, ими в абе; тогда я окончу работы, предпринятые мною (вероятно, постройки)... Если ты не пришлешь (к этому сроку денег), и я не буду в состоянии окончить работы, то для чего тебе тогда присылать? Для чего мне золото, когда я окончу ее? Если ты мне пришлешь тогда хоть три тысячи талантов, я не приму, отошлю назад и не выдам за тебя моей дочери...».

Уже тогда умели здорово выворачиваться.



Настенная роспись из Эль-Амарны, Две дочери Аменофиса IV.

Этот ультиматум подействовал, и фараон, «узнав», что вавилонский царь «строит себе новые дома», прислал ему с письмом подарки- ложе из драгоценного дерева, с украшениями из слоновой кости и золота, сиденье из того же материала и т.д., обещая еще выслать «все, что окажется ценным в глазах посла», который доставит вавилонскую царевну.



А вот письмо царь Митанни Тушратта Аменофису IV:

«Итак, пусть брат мой пришлет мне золото, в таком большом количестве, которого нельзя было бы и исчислить… Ведь в стране моего брата много золота, столько же, сколько и земли. Боги да устроят так, чтобы его было еще больше в десять раз».

Со своей стороны Тушратта готов оказать фараону какие угодно услуги и прислать всякие дары.
«Если брат мой чего-либо пожелает для своего дома, я отдам в десять раз больше, чем он требует. Моя земля — его земля, мой дом — его дом».

Вот такая интересная дипломатия.

Материалы из «Истории дипломатии», том 1


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.