?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Матильда Феликсовна Ксешинская

"одной ногой касаясь пола, другою медленно кружит....
то стан совьет, то разовьет и быстрой ножкой ножку бьет..."

А ..Пушкин



Матильда Феликсовна Ксешинская (Кржесинская) (1872-1971)

МАТИЛЬДА родилась в театральной семье поляков в Петербурге (Лигово).



Еще в 1851 г. Николай I выписал в столицу из Варшавы ее отца Феликса Кшесинского, непревзойденного исполнителя любимого танца императора - мазурки.



Отец (Феликс Кшесинский)

Он женился на балерине Юлии Доминской.



Мать (Юлия Долинская)

Так что балетная судьба была уготована девочке с рождения. Ее сестра Юлия и брат Иосиф (умер во время блокады Ленинграда) были артистами балета.
Матильда с детства видела уроки отца, перенимала навыки.



Юная Малечка... и стойка у нее на этом фото уже балетная 1880

В восемь лет ее определили в Императорское театральное училище, где она училась у лучших педагогов — Льва Иванова, Екатерины Вазем и Христиана Иогансона.

В четырнадцать лет Матильду потрясла приехавшая на гастроли знаменитая итальянская балерина Вирджиния Цукки.



Портрет итальянской балерины Вирджинии Цукки.1889 Бронников Федор Андреевич

«С того дня, как Цукки появилась на нашей сцене, — вспоминала Кшесинская, — я начала работать с пылом, энергией и старанием. Моей единственной мечтой было подражать ей. В результате к окончанию школы я уже вполне владела техникой».



Матильда Кшесинская с отцом Феликсом Кшесинским в мазурке. Петербург. 1890-е годы.

Для выпускного спектакля лучшие ученицы имели право выбирать себе танец сами. Кшесинская выбрала не только сложный, но и самый модный номер — pas de deux из «Тщетной предосторожности», которое незадолго перед тем с большим успехом Цукки исполняла с Павлом Гердтом. Этот кокетливый, прелестный танец очень подходил хорошенькой выпускнице в голубом костюме, украшенном букетиками ландышей.



После спектакля все воспитанники были представлены членам царской семьи. Император Александр Третий молодую Кшесинскую за торжественным ужином посадил рядом с собой и наследником, будущим императором Николаем II. Так решилась судьба. В наследника, вспоминает Кшесинская, она влюбилась сразу...



Наследник российского престола Николай Александрович Романов

В свой первый сезон на сцене Мариинского театра Матильда участвовала в двадцати двух балетах и двадцати одной опере, исполняя маленькие сольные партии. Продолжая заниматься у Иогансона, она стала брать уроки у знаменитого Энрико Чекетти. Мягкость, естественность композиций Иогансона дополнялись у Чекетти выработкой пальцевой техники, туров и прыжков. Свою первую большую роль Кшесинская исполнила на второй год работы –– в балете «Калькабрино» на музыку Людвига Минкуса по либретто Модеста Чайковского, поставленном Мариусом Петипа для итальянской виртуозки Карлотты Брианца. Кшесинская блестяще выдержала испытание.



Роли следовали одна за другой. Роман с наследником счастливо продолжался. Чтобы свободно встречаться, Кшесинская сняла маленький двухэтажный особняк с садиком на Английском проспекте, 18 (он сохранился до сих пор).



Знаменитый особняк Кшесинской в Петербурге Фото начала ХХ века

Уход от родителей был тяжелым. Отец, верующий католик, спросил, понимает ли она, что никогда не сможет выйти замуж за наследника. Однако, убедившись в серьезности чувств любимой дочери, препятствий не чинил. Для соблюдения приличий вместе с Матильдой поселилась ее сестра Юлия.



Сестра Матильды Кшесинской - Юлия - Кшесинская

Но счастье длилось не долго. В 1894 году, после помолвки, Николай расстался со своей подругой, написав на прощание: «Что бы со мною в жизни ни случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости». Ники, как называла его Кшесинская, просил и в дальнейшем называть его на «ты» и обещал выполнить любую просьбу. Случай не заставил себя долго ждать.

В Москве готовился в честь коронации балет «Жемчужина». Решив, что участие бывшей фаворитки неуместно, театральная дирекция не дала роли Кшесинской. Жалоба балерины была моментально удовлетворена. «Моя честь была восстановлена, — ликовала Кшесинская, — и я была счастлива, так как я знала, что это Ники лично для меня сделал». Композитор Дриго молниеносно написал добавочную музыку, и в уже готовый балет Петипа срочно вставил специальное pas de deux для Кшесинской.
Поставленный Петипа в 1896 году в честь коронации Николая II, он объединил лучшие силы двух столиц. На одной сцене сошлись ведущие танцовщицы Мариинского и Большого театра: Леньяни, Рославлева, Кшесинская, Преображенская, Мария Петипа, Гельцер. Посетителей выставки практически с порога встречают фанфары, сопровождавшие тогда праздничную процессию. Красочная программа балета с изображением морской «вакханалии» наяд, нереид и сирен сама по себе является произведением искусства.



Это событие укрепило положение Кшесинской в труппе. Больше препятствий ей не чинили. Царское покровительство незримо, но ощутимо сопутствовало артистке всегда. Впрочем, свою славу она достойно заслуживала и сама. Главные партии в «Тщетной предосторожности», «Дочери фараона», «Эсмеральде», «Пахите», «Лебедином озере», «Дон Кихоте» вызывали неизменный восторг публики и строгой балетной критики.



Матильда Кшесинская в балете Эсмеральда 1898

Кшесинская никогда не теряла великолепной физической формы. В 1936 году в возрасте 64 лет она с триумфом танцевала «Русскую» на лондонском благотворительном концерте. Надолго расстаться со сценой ей не могла помешать даже беременность. Балерина вспоминала, как танцевала на шестом месяце. Главной заботой было тщательно продумать костюмы и избежать позы в профиль, чтобы сидевшая в первом ряду императорская чета не заметила изменившегося контура фигуры. По танцу же ее положения заподозрить было невозможно: множество пируэтов, быстрый темп –– все было выполнено, как всегда, безукоризненно. Роды были тяжелыми и едва не унесли жизни матери и сына, но через два месяца Кшесинская, как ни в чем не бывало, вышла на сцену.



Матильда Кшесинская в балете Баядерка 1900

Кшесинская не осталась одна. Николай перепоручил ее заботам своего двоюродного брата Великого князя Сергея Михайловича. Он и стал ее любовником. Покровительствовали маленькой балерине и старшие великие князья, братья покойного императора, одаривая ее драгоценностями. ВЫДАЮЩЕЙСЯ балериной она стала не только благодаря благосклонности царской фамилии, а в первую очередь из-за своего таланта.



Великий князь Сергей Михайлович

В русском балете тогда безраздельно царили итальянки во главе с Пьериной Леньяни. В результате 8-летнего(!) противостояния Кшесинская выжила иностранных гастролерш с русской сцены! Матильда танцевала с неисчерпаемой энергией, пикантностью, блеском, шиком, несомненной женственностью и непреодолимым обаянием.



Пьерина Леньяни (Pierina Legnani)

Во всех ролях она блистала в буквальном смысле: выходила на сцену, увешанная настоящими драгоценностями: бриллиантами, жемчугами, сапфирами... Даже нищенку в «Пахите» Матильда танцевала в ожерелье из крупного жемчуга и в бриллиантовых серьгах! Говорили, что чуть ли не половина лучших драгоценностей Фаберже находилась в шкатулке балерины...Со своими конкурентками на сцене (в первую очередь итальянками) Кшесинская расправлялась при помощи своих великих покровителей, конфликтовала с руководством театров, и в конце концов даже директор Императорских театров князь Волконский подал в отставку!



А затем последовал бурный роман с Великим князем Андреем Владимировичем, двоюродным братом Николая. Кшесинская была старше его на шесть лет. Андрей приезжал к ней - на репетиции, домой, на дачу в Стрельне.



Великий князь Андрей Владимирович

Осенью 1901 г. Матильда и Андрей отправились в Италию и Францию. После этого путешествия Матильда забеременела и в июне 1902 г. родила сына Владимира.

У Ксешинской уже был дворец на Кронверкском проспекте, роскошная дача в Стрельне, превосходящая комфортом царский дворец, куча драгоценностей, но ее волновало только место балетной примы в театре. Но первенство начало ускользать...

В 1904 году она решила уйти со сцены, но потом после долгих уговоров возвращалась туда на отдельные спектакли. А в 1908-ом даже успешно гастролировала в парижском Гранд-Опера. Ее 32 фуэте на сцене произвели фурор!



Матильда Кшесинская Фото из французского журнала Le Theatre 11 мая 1909

Новая любовь Матильды - ее молодой партнер Петр Владимиров. Красивый, элегантный, прекрасно танцующий... Она была старше его на 21 год! Ослепленный ревностью Великий князь Андрей вызвал Владимирова на дуэль, состоявшуюся в лесу под Парижем, и прострелил ему нос! Бедняге пришлось делать пластическую операцию



Матильда Кшесинская и Великий князь Андрей Владимирович с сыном Владимиром

С приходом февральской революции карьера придворной балерины для Матильды была окончена. В июне 1917-го она почти без денег вынуждена была покинуть бушевавший Петроград. В годы гражданской войны Кшесинская с Андреем Владимировичем и его матерью Великой княгиней Марией Павловной попадает в Кисловодск. Оттуда Деникин отправляет знатных беженцев в более спокойную Анапу. В Анапу они прибыли через Туапсе на пароходе «Тайфун». Прикомандированный к ним офицер поселил Кшесинскую в небольшой (12 мест) гостинице «Метрополь».



Матильда Кшесинская в зимнем саду своего особняка 1916

Однако красные наступали по всем фронтам, и в феврале 1920 г. Матильда оказалась на палубе парохода, отправлявшегося из Новороссийска в Константинополь. В январе 1921 г. во Франции они обвенчались с Андреем Владимировичем, и Матильде присвоили титул Светлейшей княгини Романовской-Красинской.



Матильда Кшесинская с сыном Владимиром 1916

Кругом царили уныние и отчаяние. Кшесинская подобным настроениям не поддавалась. Она умудрялась делать гимнастику, маникюр и следить за прической даже на краю бездны. О том времени у нее не осталось мрачных воспоминаний

Она не сетовала на обстоятельства, а воспоминания о потерянных в России драгоценностях и виллах не вызывали слез. Она не унывала даже в самые критические моменты. В Париже основала балетную студию и достигла профессиональных и материальных успехов на педагогическом поприще.



Матильда Кшесинская в своей балетной школе 1928

Матильда всю жизнь, до глубокой старости, обожала игру в рулетку, бриллианты, икру, ананасы, устриц и мужчин. В мужском обществе всегда чувствовала себя легко и свободно. Уже во вполне "перезрелых летах" позволяла себе флиртовать с кавалерами, которые ей годились не только в сыновья, но и во внуки. Матильду это никогда не смущало. Она любила жизнь и людей, а окружающий мир всегда был наполнен для нее "упоительными звуками" и "чарующими впечатлениями".



Балетную диву из России прекрасно знали во всех игорных домах Европы, где ее величали "Мадам Семнадцать" - она непременно делала ставки только на это число, которое считала счастливым. Игроком была азартным, выигрывала редко, но неизменно вставала из-за стола в ровном настроении и, выпив очередной бокал шампанского, покидала зал с улыбкой на устах. Ее походку и осанку называли царственными.



Матильда Кшесинская в последние годы жизни 1954

В Европе имя Матильды еще при жизни стало легендарным. О ней писали статьи и книги, у нее брали интервью, приглашали на светские приемы. Превозмогая возрастные недуги, она позволяла себе провести ночь в приятном обществе, где неизменно оставалась в центре внимания. Это всегда льстило самолюбию старой женщины, придавало ей силы. Она пережила не только всех знакомых, родственников и друзей, но и современников, и очевидцев ее театральных триумфов. Задолго до своей смерти она стала живым реликтом.

Совсем немного не дожила Матильда Феликсовна до столетия и нашла упокоение во французской земле на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа рядом с мужем Андреем Владимировичем (1879-1956).



Могила Матильды Кшесинской на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа

Скромная могила, белый мраморный крест над плитой, надпись: «Святейшая княгиня Марiя Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка Императорских театров Кшесинская. 1 сентября 1872 — 6 декабря 1971». И неожиданно: рядом с могилой березка и скамеечка — совсем как на русском деревенском погосте.

Кем же все же она была: куртизанкой или великим талантом? Гетерой или же умной приспособленкой? Наверное все вместе, но одно ясно ее роль в искусстве русского театра и "искусстве" русской жизни была далеко не последней...

(.Абызова "Мастерица демонического искусства".)


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Пушкинские строки посвящены не Кшесинской. Наверняка кто-то из великих серебряного века упомянул приму

Да, конечно не ей. Я взяла их как эпиграф. Мне кажется, что эти слова Пушкина как-то выражают её жизнь.)

  • 1