?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Тогрул Нариманбеков

Немного хочу рассказать, можно сказать, о корифее азербайджанской живописии
Тогруле Нариманбекове.




Нариманбеков с дочерью.

Тогрул Нариманбеков известен не только в Азербайджане, но и во всем мире.
7 августа 2011 года народному художнику исполнилось 81 год. Это единственный азербайджанец, вошедший во Францзускую Энциклопедию.
Тогрул Нариманбеков много сотрудничал с азербайджанскими театрами. И в результате этих работ у него сложился творческий союз с композитором Фикретом Амировым.



Не буду перечислять все его регалии и достижения, их очень много– вот только то, что он сам говорит о себе:

- Звучание моей фамилии нравится больше, на азербайджанском языке... Но и в азербайджанском вариантов много. К примеру, иногда звучит на итальянском диалекте, к примеру, Нариманбейли. На русском. Конечно же, на азербайджанском турецкого происхождения более типично, конкретно.
Мне лично нравится больше «Нариманбеков». Потому что в корне слово «нар» (гранат).





- Я полюбил гранаты больше после поездки в Гейчай. С выдающимся поэтом Расулом Рзой поехали в тот район на охоту. Анвер Мамедханлы тоже был с нами. Я был поражен красотой больших гранатовых садов в Гейчае. Вернулся в Баку, принялся их рисовать. Одной из первых работ связанных с этой темой, была «Сады Гейчая». Я тогда понял, что гранат несет в себе много смыслов. Это плод, приносящий людям праздник. Когда я рисую гранаты, мне кажется, будто я пью гранатовый сок. Это возрождает, придает силы, гордость. Это феноменальный, нераскрытый плод. Его польза будет раскрываться годами. На зарубежных рынках хотел купить гранаты. Но их гранаты это привозимые из Среднего Востока, Израиля. Они тоже прекрасны, похожи на наши, белые и желтые гранаты. И гейчайские гранаты бывают светлого цвета. Но у других гранатов нет такой сочности и плодовитости. Одним словом, я люблю настоящие гранаты. Я не рисую их только с внешней стороны, но и выдаю суть. К примеру, если я рисую город, должно знать, кто живет в этом доме. Что в этом доме – парикмахерская или что-то другое? Я «исследую» город. Так же и гранаты. Я повествую об неповторимости его сока, шербета.




Как познакомились мои родители:

- В то время мой дед Амирбек находился в эмиграции. Он был юристом из Шуши. Тогда он преподавал в Киеве, во время императора Николая. Затем во время мусавата был губернатором Баку.В то время молодые отправлялись на учебу за границу. К примеру, врачи в Германию, певцы, музыканты в Италию. Отец учился по специальности электрика в Тулузе. Там же и познакомился с моей мамой. Отец прекрасно овладел к тому времени французским языком, даже мама поражалась его четкому диалекту. Французы по складу характера более склонны к Востоку. Их интересует история Востока, культура различных стран – Азербайджана, Ирана, Турции… и мама с удовольствием посещает Баку.Они прибыли из Парижа на корабле.




В то время с ними был мой брат, старше меня на 4 года и рожденный в Париже. Теплоход остановился в Стамбуле. Впереди оставалась часть пути – Одесса, оттуда в Баку. Они приплыли из Одессы на корабле, полном русских эмигрантов. Среди них был русский князь, знавший отца. Он спросил у отца: куда ты направляешься? Садись в наш пароход, возвращайся обратно. Сейчас там такое происходит….. Отец не послушался. Знаете, эти трудности нужно было почувствовать, чтобы понять тот период. Он думает о том, что его браться и отец там. Отец возвращается в Баку. Кажется, в то время дед был под домашним арестом. 37-й год...

В то время министром электрификации был Исламзаде. Он работал в Москве. Вдруг он вспомнил, что учился вместе с моим дедом. Распорядился: найдите Фармана, пусть прибудет, мы будем строить Мингячевирскую ГЭС. Он разыскал отца на Северном Казахстане, в Кустанае. Отец прибыл, и потом бригада отправилась на строительство Красноярской ГЭС. Но отец уже туда не поехал. Находился уже в преклонном возрасте… так распорядилась судьба...





- Моя мама была родом из юга Франции, Гасконии, расположенной на границе с Испанией. Он глубоко знала современное искусство. Живопись, моду. Общалась с модельерами в Париже. В то время в Москве проводилась декада азербайджанской культуры. Еще во время Сталина. Бюльбюль выступал в роли Кероглу. Мама дружила с Гемер Алмасзаде, помогала шить костюмы.

Как я познакомился со своей супругой:

- В Баку. Она музыкант, играет на фортепиано. В Баку училась в техникуме. Мне был интересно, как она играет. В то время я увлекался вокальным исполнением. Она аккомпанировала мне. Она очень любила изобразительное искусство, проявляла интерес к искусству. У нас были общие интересы. У меня спрашивали: кто Ваш самый близкий сердечный друг?. Я отвечал: кто может быть? Только Севиль. Я разделяю с ней свои творческие планы. У нее есть воля, стремление.




- К примеру, красный цвет страсти, поднимает тонус человека. Голубой – отдых, спокойствие, зеленый полностью успокаивает. Весной люди проводят время на зеленых лужайках… Я сижу на желтой траве, будто на мягком кресле… Несмотря на то, что земля твердая. Но этот цвет придает тебе удобство. Фиолетовый – цвет печали, уныния, траура. У каждого цвета свой смысл.




- Цвет и музыка как композиция. Цвета – это борьба. Борьба двух противоречий. Есть цвета, которые невозможно объединить. Получатся грязные цвета. При смешении синего с желтым получается зеленый, из красного с синим - фиолетовый... Их объединять можно. Но есть цвета, которые невозможно объединить. Они не принимают смешения.

- Ну, например, желтый не сочетается с черным. Они не являются "кричащими". А вот красный в сочетании с зеленым делает красный более красным, зеленый же - более зеленым.





-Знаете, с чем не могу смириться? Допустим, ты создаешь искусство и кто-то пытается мешать тебе, остановить твое движение. Я не могу спокойно смотреть на это. Теперь не так, теперь свобода… Теперь молодежь может рисовать все что захочет, потому что есть свобода. Но, когда формировались мы, нас ограничивали. Нам не давали возможности продемонстрировать свои способности. Я не потерплю, чтобы перед моими глазами раздевали женщину. Я должен восстать против тех людей и защитить женщину. Многие же сидят и смотрят на это. </i>




- Мы протестовали, так как нас направляли по другому руслу. Нужно было работать как художники, ведущие вперед. Мы читали произведение Джека Лондона "Мартин Иден". Как человек может добиться успеха в жизни, творчестве. Здесь учили ложному довольству. Мы же, разумеется, выступали против этого. После приобретения профессионализма приходилось уже защищать свои картины. Чтобы они не выходили с выставок. Когда ты не ходишь за хлебом, говорят, что не давайте ему хлеба.

- Просто я чувствовал в себе физическую потребность создавать. Я не мог без этого. Без живописи и музыки. Так же как человек не может жить без воздуха. Я также не мог жить без этого. И вот результат. Как говорится, талант не дается сам по себе. Человек сразу не становится талантливым. Талант требует любви к труду, склонности к новшествам, открытиям.





- Я ничего не боюсь в жизни. Пусть только дадут возможность реализовать свои идеи. У меня много идей, которые я хотел бы претворить в жизнь, и, возможно, я все не успею. Нужно быть здоровым, а для этого необходимо вести правильный образ жизни.




Автопортрет

- Смерть для меня не страшна. Если я выполнил все обязательства перед жизнью, тогда смерть меня не страшит. Но я еще не выполнил все обязательства. Если смогу выполнить, то жизнь продолжится. Нужно все время находиться в поисках. Если же у тебя нет желания работать, то лучше умереть.

Источник: http://anspress.com/

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Большое спасибо, что пополнили новыми знаниями о жизни этого великого человека)))

  • 1