?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

«Гызыллы килсеси» («Золоченая церковь»)

ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

Как много их было в мировой истории – разрушенных архитектурных чудес света. Начиная от Вавилонской башни, садов Семирамиды, Александрийской библиотеки, и совершенно недавно стёртых с лица земли – небоскрёбов близнецов и других мемориалов человеческой мысли, ума и величия.
Сегодня уже не важно когда они перестали существовать, и почему - ныне являются лишь воспоминанием о былом величии. Главное то, что их существование до сих пор вызывает различные чувства и ассоциации.

Баку конца 19 начала 20 века, нельзя не вспомнить о православном храме
Александра Невского, который находился на месте нынешних трёх школ – Бюль Бюля,189, 190. Это храм был крупнейшим во всём Закавказье и являлся рукотворным символом христианства - он был виден со всех сторон Баку, даже из Баладжар.





Храм Александра Невского, или, как его называли, «Гызыллы килсеси» («Золоченая церковь»), поднялся на высоком холме в центре города.
Золотые купола ослепительно сверкали под солнцем. Они были видны за десятки верст. Капитаны кораблей определяли в море направление по главному куполу, венчавшему храм.

Александр III, отпустивший ассигнования на сооружение в Баку монументального кафедрального собора, поставил условие, чтобы собор был исключительным по роскоши и красоте.



Территорию для нового храма предложил протоиерей О.С. Ляпидевский, обратившийся к экзарху Грузии с просьбой позволить отвести для строительства место, на котором находилось старое мусульманское кладбище. Именно это место явилось причиной многолетних споров.

Православное духовенство требовало возведения собора именно на этом месте. Их оппоненты заявляли о целесообразности и желательности выбора другого места, мотивируя свое решение тем, что на кладбище только с 1859 г. прекратилось захоронение мертвых и есть многие семьи, родственники коих на нем похоронены.

Острые споры завершились тем, что распоряжение главноначальствующего на Кавказе князя А.М. Дондукова-Корсакова о передаче старого мусульманского кладбища под строительство нового православного собора 10 июля 1886 г. было подтверждено высочайшим повелением императора Александра III.


Зодчие решили строить храм, похожий на церковь в Новом Афоне, но во всем превосходящий ее. Сам академик Марфельд был назначен главным архитекторов.
Из Нового Афона привезли чертежи, рисунки.



Когда проект был почти готов, выяснилось, что средств отпущенных царем, маловато. Начался сбор пожертвований. Из двухсот тысяч рублей, собранных в Баку, сто пятьдесят тысяч рублей пожертвовали мусульмане.

Собор расположился между четырьмя улицами - Персидской, Врангельской, Колюбакинской и Спасской.



В церковном строительстве 1880-1890 гг. главенствует русский стиль. Грандиозность размеров, представительная напыщенность, избыточность декора - таковы особенности церковных зданий, рассматриваемых тогда как символ и зримое свидетельство мощи государственной власти.




За образец брался Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве. Потому утвержденный 30 июля 1888 г. проект нового бакинского православного собора, разработанный Р.Р.Марфельдом, был по типу храма Василия Блаженного.
В плане собор имел вид креста с четырьмя башнями.



Александр Ш 8 октября 1888 года с женой и двумя сыновьями, в сопровождении огромной свиты прибыл из Тифлиса в Баку и лично участвовал в символической закладке фундамента будущего храма. Он приехал с семьей и вместе с ним был будущий царь Николой П

В начале октября 1888 года Александр III Вокзал был подготовлен к торжественной церемонии: всюду ковры, море цветов, стены расцвечены флагами, на заборах, на плоских крышах одноэтажных привокзальных строений пылали светильники, расставленные в нескольких аршинах друг от друга.

По одну сторону выстроились миллионеры, дворяне, купцы, по другую – высокие гражданские и военные чины. Сплошной стеной стояли солдаты с оружием наизготове.
От населения города приветствовать царя уполномочили Гаджи Зейналабдина Тагиева.


Карета приближалась к месту старого мусульманского кладбища. Здесь уже - был вырыт огромный котлован под фундамент собора.
Крыши близлежащих домишек были усыпаны людьми. Карету встретили рукоплесканиями и криками «Ура!».

Царь в сопровождении двух священников спустился в котлован. Царю поднесли золотой слиток в виде небольшого кирпича.
Тотчас начался молебен. Царь обтер кирпич полой своего мундира и заложил его в кладку собора. Туда же рукой императора были заложены подношения бакинских миллионеров - ларцы с драгоценностями, дубовые ящики с империалами, бронзовые сосуды с золотом и серебром. Царь поместил в тайник слиток, где обозначалась дата строительства храма. Напутствуемые молитвами «святых отцов», каменщики заделали тайник.

Производитель работ по возведению церкви, архитектор Гославский, трудился денно и нощно, не жалея сил. Однако строительство затянулось на десять лет. Церковь освящали уже после кончины Александра III.



Вот как описывался храм в церковных книгах того времени: «Собор этот о трёх престолах был обделан внутри лепными работами и отчасти живописью. Все иконостасы из Кутаисского и заграничного мрамора, пол из мозаичного мрамора. Далеко виден он (храм) и с моря и с суши, блистая своей позлащённой главой и ежеминутно напоминая русскому сердцу имя своего великого основателя».

Воспринимаемый с дальних точек как мощный монолит, вблизи собор был очень пластичен. Высота храма с венчающим крестом была около 85 м, длина около 55 м, ширина около 44 м.
По главному фасаду снаружи собор украшала икона и надпись.
Собор был рассчитан на 1700 человек.



Через 10 лет в 1898 году когда строительство было окончено, на открытии церкви принимал участие уже сын Александра Ш – Николай П, который побывал в Баку дважды

Освящал собор экзарх Грузии архиепископ Флавиан, прибыл он в Баку в сопровождении ректора Тифлисской Духовной семинарии архимандрита Гермогена и благочинного Закавказской железной дороги И.Нанобова.
7 октября 1898 г. было отслужено всенощное бдение. 8 октября освящен Главный престол собора Во имя Александра Невского. Перенесены святые мощи кн. Ал. Невского из церковно-приходской школы, располагавшейся рядом. Пели два хора под руководством Максимовича.


Вот как описывает собор Манаф Сулейманов:
«В дни церковных праздников - Вознесения, Пасхи - могучий колокольный звон разносился на многие версты от собора, его подхватывали колокола Других храмов и церквей, придавая торжественному богослужению еще большую величавость.
В пасхальные дни главный купол собора освещался иллюминацией. Во время этой церемонии вокруг собора скапливались толпы горожан. Останавливалось движение на улицах. Верующие и просто любопытствующие заполняли проезжую часть улиц, тротуары, балконы и крыши домов.



Начинался колокольный звон, православные становились на колени, крестились, произносили вслух слова молитвы. Звонарь, человек весьма искусный в своем деле, старался вовсю. Колокола вызванивали протяжно-печальную, умиротворяющую мелодию. Она проникала в самое сердце, наполняя его тихой, светлой грустью.

В Баку было тогда всего два заасфальтированных участка: один - у «Золоченой» церкви, другой - перед зданием, где расположилось градоначальство. Длина каждого участка составляла примерно 500 метров.

Собор имел свои лавки, гробовую мастерскую. Здесь продавали убранство для погребения усопших, иконы, лампадки. лампадное и деревянное масло, свечи, восковые цветы и пр.
Внутреннее убранство собора поражало роскошью: множество икон божьих угодников в золотых и серебряных окладах, иконостас, алтари и царские врата отчеканены из серебра с позолотой.
Все это лучилось, сияло, мерцало, когда во время вечернего богослужения загорался свет золоченых люстр и бесчисленных канделябров. Пели женский и мужской хоры.
Когда с наступлением сумерек на главном куполе собора вспыхивали электрические лампочки, по небу разливалось чудесное, разноцветное сияние. Кресты на куполах сверкали в вышине, пронзая бесконечную темноту золотыми лучами.
В недосягаемых просторах небес рождалось зрелище, похожее на сказку, на поэтическую легенду. Раздавался колокольный звон. Казалось, наступило второе пришествие, и сам Мессия, Иисус, сын непорочной девы Марии, созерцает землю, окутанный божественными лучами. Все это было чрезвычайно красиво и возвышенно.»

Храм был настолько великолепным и величественным, что с приходом Красной Армии был просто обречён на гибель. Смена идеологии повлекла за собою смену приоритетов. И вот, в 30 годы вышло постановление взорвать церковь.
Хотелось бы привести отрывок из церковной книги хронику открытия храма «С утра, в день освящения собора подул сильный ветер, с моря - осыпавший прохожих пылью и песком, но к счастью ко времени крестного хода он умерился»…Знамение более чем неважное.



Итак, принятое Коммунистической Партией решение должно было быть исполнено. Приступив к работе, рабочие с ужасом обнаружили, что снести храм просто не могут. Его взрывали три дня. Ведь церкви в те времена строили на совесть, так, что даже динамит не брал. Очевидцы событий рассказывали, что ощущения от взрывных работ были просто ужасными. Но вот, расправа с беззащитным храмом закончилась.
И на фундаменте бывшей церкви, много позже, были возведены три школы – Бюль Бюля, 189 и 190.

По обычаю, всегда рядом с церковью располагался погост – кладбище. К территории Александра Невского храма прилегало обширное кладбище. Оно тоже было снесено. И на месте того самого кладбища сегодня стоят дома радующие наш взор стройностью архитектурного ансамбля – Монолит, Урологическая больница и т. д.


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Да, размер может и был большой, но представьте
сейчас, что было бы красивее - Монолит или этот храм

  • 1