?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Flag Next Entry
ngasanova

Александр Солженицын “Архипелаг ГУЛАГ»

Французский писатель, журналист и критик Фредерик Бегбедер (р.1965 году), хорошо известный российским читателям своими ироничными провокационными романами, комментирует пятьдесят произведений, названных французами лучшими книгами ХХ века.

Смотрите его предыдущие комментарии

16047




№ 15 Александр Солженицын “Архипелаг ГУЛАГ»

Номер 15… Номер 15 … О господи, может, хватит присваивать номера творческим личностям, особенно когда речь идет о диссиденте, которого отправили в ГУЛАГ как раз за то, что он отказался быть безликим номером?!
Кроме того, Александру Солженицину, родившемуся в 1918 году, наверняка плевать на то, что он стоит под номером 15 в нашем топ-списке – 50 за создание грандиозной эпопеи советской концентрационной империи – «Архипелаг ГУЛАГ» , опубликованной в Париже в декабре 1973 года, а в России только 17 лет спустя, в 1990-м году. (авторская неточность: «Архипелаг ГУЛАГ» вышел в издательстве «Советский писатель» в 1989 году).


Скажу откровенно: этот прямой репортаж из ада – одна из самых душераздирающих книг, какие я читал в своей жизни, а уж сколько я их прочел, этих душераздирающих произведений, один Бог знает, - от «Ста двадцати дней Содома» до «Американского психопата» ( Произведение маркиза де Сада «Сало, или 120 дней Содома» - по которому П.П. Лазолини снял фильм в 1975 году). Вообще-то я обожаю страшные рассказы, особенно когда в них все вымышлено. К несчастью, то, что пишет Солженицын, - вполне реально: физические и моральные пытки, каторжные работы, наказание, голод, сибирская стужа (в которой плевок замерзает на лету), общие могилы, попытки мятежей, подавляемые со зверской жестокостью, ухищрения и унижения, направленные на то, чтобы превратить человека в животное, и временами достигающее своих целей – временами, но не всегда; свидетельством тому сам «Архипелаг ГУЛАГ».

И все эти люди невиновны: это «агнцы, отданные на заклание», как пишет Солженицин, которого приговорили к восьми годам лагерей и вечной ссылки за то, что он в письмах к другу критиковал Сталина, даже не называя его имени! Совсем как я в «Шутке» Кундеры! Этот памятник погибшим вошел в историю благодаря не только самому Солженицину, но ещё и содействию 227 других мучеников коммунистического тоталитаризма, помогавших ему с опасностью для жизни (не имея бумаги для записей, они заучивали книгу наизусть); автор говорит от имени миллионов жертв того, что он называет «карательной машиной».

До Солженицина такие же ужасающие свидетельства публиковали и другие бывшие узники лагерей ( «Колымские рассказы» Варлама Шаламова, «Крутой маршрут» Евгения Гинзбург), но именно Солженицин во всей своей полноте поведал миру о том, как социалистическая утопия обернулась кошмаром, и эта книга принесла новому Толстому Нобелевскую премию по литературе за 1970 год, которую он принял, несмотря на запрет властей, после чего в феврале 1974 года был выдворен из СССР, куда вернулся только спустя 20 лет (совсем как де Артеньян).

Из этого можно сделать следующий вывод (при том что сравнивать два этих бедствия – чистый идиотизм): если нацистский геноцид хотя бы открыто опирался на расовую ненависть, то коммунистический был куда лицемернее, ибо декларировал «счастье для всех? Кстати сказать, я очень удивлен , что в наш демократический список не попала книга Примо Леви «Человек ли я?» , столь же актуальная (слава Богу, в нем есть хотя бы «Дневник» Анны Франк, представляющий холокост).
Вообще, если вдуматься, наше пятидесятикнижье являет собой зеркало ХХ века: здесь найдется несколько прелестных, легких произведений типа «Великого Гэтсби» или «Здравствуй грусть», но сколько же наряду с ними потрясающих книг - свидетельниц того, как за последние сто лет человечество побило все рекорды жестокости, варварства, расизма и тирании! Что же нам делать со всем этим? При чтении «Архипелаг ГУЛАГ» чувствуешь себя раздавленным, бессильным и спешишь внушить себе, что все эти ужасы должны послужить чему-нибудь – хотя бы тому, чтобы это больше не повторялось.

Вывод, которое мое поколение может сделать из этого чтения, заставляет вздрогнуть: а что если эта беспредельная жестокость ХХ века была нам попросту…. полезна? Что если нам нужно пройти через это? Тогда бессмысленность пыток, чего доброго, стала бы выглядеть необходимостью, а Солженицин – современный Данте – превратился бы…. В утописта.
В любом случае каждый, кто не согласиться с моим предыдущем высказыванием, будет немедленно арестован, засунут в гроб, полный клопов, и погружен на восемь часов в ледяную воду, рядом с динамиком, исполняющим в режиме нон-стоп «Танец утят». Ибо такова моя царская воля.

Источник - Библиотека Альдебаран

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.