?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

ЖАК ПРЕВЕР «СЛОВА»

Французский писатель, журналист и критик Фредерик Бегбедер (р.1965 году), хорошо известный российским читателям своими ироничными провокационными романами, комментирует пятьдесят произведений, названных французами лучшими книгами ХХ века.

Смотрите его предыдущие комментарии

jacques prevert 249546




№ 16 ЖАК ПРЕВЕР «СЛОВА» (1946)

Жаку Преверу (1900-1977, не следовало бы называть свой первый сборник стихов «Слова», потому что все мы знаем, что слова улетучиваются, тогда как рукописи остаются. Вот поэтому-то Превер, будучи очень популярным (по выходе сборника было продано около миллиона экземплядов), подвергся презрительному осуждению критиков и поношениям собратьев по перу. Даже Мишель Уэльбек ( между прочим тоже поэт) написал в своих «Интервенциях», что «Превер – просто дурак».


Конечно можно упрекнуть его в том, что любое преувеличение производит обратный эффект, но стоит перечитать стихи Превера , как становится ясно, что его поэзия разочаровывает, особенно когда знакомишься с ней аккурат после «Алкоголей» Аполлинера. Превер, с его неизменным окурком в уголке рта, осыпает свои поэмы пеплом, весьма похожим на чердачную пыль.

Однако, в конечном счете, заглавие «Слова» оказывается вполне честным, ибо сборник состоит не столько из стихов, сколько из слов к песням, которые Жозеф Косма вполне мог бы положить на музыку. Главное в творчестве Превера то, что он был великим киносценаристом («Набережная туманов», «День начинается» и «Дети райка» - фильмы, снятые французским режиссером Марселем Карне, соответственно. В 1938-м, 1939-м и 1945 гг. , составляют нечто вроде трилогии предместий), а насмешки публики обрушиваются на его поэзию. Она, мол, и пустовата, и демагогична, и однообразна, и глуповата, и полна каламбуров в стиле Бобби Лалуэнтаи, неловких наивностей в духе Кристиана Бобена: война – это нехорошо, любовь – это получше, все богатые – злы, смерть – это грустно, птички – прелесть, цветочки – душисты….

Не хочу оскорблять его память, но Жак Превер кажется мне эдаким «анархом» - антиклерикалистом, скорее близким к Брассенсу, нежели к Полю Верлену (Брассенс Жорж. 1921-1981, - известный шансонье, автор и композитор своих песен. Верен Поль, 1844-1896, - французский поэт –символист). Даже при большом желании трудно вообразить себе этого последнего автором такой слабой строфы:
«Отче наш небесный, в раю хорошо
Пребудьте же там ежечасно.
Ну а мы – мы пока поживем на земле,
Временами она так прекрасна».

Конечно, вам может показаться несправедливым, что наш инвентарный перечень шельмует автора, который так любил их (перечни). Напрашивается мысль, что он оказал большее влияние на Мишеля Одьяра, чем на Анри Мишо. (Анри Мишо, 1899-1984, - французский поэт бельгийского происхождения). «Народный» поэт не может быть «культовым», успех делает снобизм невозможным; поверьте, мне очень тяжело писать это. В защиту Превера можно сказать, что у него хватило вкуса создавать простые стихи: в ХХ веке, сделавшем поэзию герметичной и экспериментальной, то есть отрезанной от широкой публики, его главным преступлением стал, вероятно, факт, что он был ей понятен.

Источник - Библиотека Альдебаран

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Французская литература всегда была какой-то двусторонней: с одной стороны социальнонаправленной, с другой - романтичной и инфантильной. Этим и берет)

Французы и инфантилизм - никогда бы не поставила рядом. С остальным согласна.

  • 1