?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Интересная судьба знаменитой картины



Рембрандт Харменс ван Рейн Афина Паллада или Александр Великий. 1660-1661.
( Музей Калуста Гюльбенкяна. Лиссабон (до 1930 года - Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) )

Мерцание золотистого света на доспехах богини, таинственный красный цвет перевязи и пышных перьев, спадающих с изображения совы, венчающей ее шлем - и перед нами "Афина Паллада". Это одно из самых притягательных полотен последнего периода Рембрандта.

Как почти во всех поздних творениях голландского живописца, сюжет этого полотна подвергался разному толкованию. Молодой воин представлен художником в трехчетвертном повороте на сумрачном темном фоне. Падающий слева свет заставляет сверкать во тьме его металлический доспех. Легкая полутень лежит на его лице. Нет сомнений, что это герой классической древности, однако кто именно?

Атрибуты несут огромную изобразительную и смысловую нагрузку в этой композиции. Причудливые детали костюма невольно интригуют зрителя. Голову рыцаря украшает роскошный шлем. Его высокий гребень увенчан фигуркой совы и пышным плюмажем из алых перьев. Эти мотивы - вольная фантазия на тему парадного позднее ренессансного вооружения.
Рембрандт, большой ценитель и коллекционер старинного оружия, с видимым удовольствием передает блеск золоченого металла. Выбившаяся из-под шлема длинная прядь вьющихся волос ниспадает на складки винно-красного плаща, наброшенного поверх кирасы с оплечьями.
Именно про такого Рембрандта авангардист Филипп Гастон сказал, что
«в Рембрандте искусство исчезает. Любая его картина, это вовсе не картина, но реальная личность – это голем, рукотворный заместитель человека. Рембрандт – единственный художник во всем мире!».

В самом раннем рукописном каталоге Эрмитажа (1773 - 1785) полотно Рембрандта упоминалось под названием "Афина-Паллада".
Афина - «владычица» - в древнегреческой мифологии - богиня справедливой войны и мудрости, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и ремёсел, ума, сноровки, изобретательности.

Однако далеко не все соглашались с таким мнением. В опись коллекции Бодуэна (1780) эта композиция внесена как "портрет Александра в доспехе Паллады". Александру Македонскому приписывали и особое покровительство Афины. Позднее в литературе картину называли "Марсом", "Портретом Титуса" и "Молодым воином".

Впервые "Афина" (холст, масло, 118х91 см) прибыла на берега Невы в составе большой коллекции, приобретенной во Франции в 1781 г. для императрицы Екатерины II.



Владелец этого полотна, граф Сильвестр-Рафаэль Бодуэн (1715 - 1797), был известным гравером-любителем и большим знатоком старинных картин.

В 1930 году судьба картины, как и многих других произведений искусства в те времена, резко изменилась. В мае 1930 года, по решению советского правительства, "Афина-Паллада" Рембрандта была продана нефтяному магнату, известному коллекционеру Галусту Гюльбенкяну (1869 - 1955).



Галуст Гюльбенкян

Галуст Гюльбенкян был сыном богатого армянского нефтепромышленника и банкира, сколотившего состояние на импорте керосина из России в Оттоманскую империю. В награду за эту деятельность султан назначил его управляющим порта на Черном море.
Добыча нефти постепенно становится прибыльным делом, но если европейские страны и США еще не интересовались всерьез нефтяными богатствами Среднего Востока, то Галуст Гюльбенкян уже тогда осознал перспективы их широкомасштабной разработки.
В 1892 он переехал в Лондон и активно занялся нефтяным бизнесом.
Активный участник всех нефтяных проектов того времени. Его также называли «Господин пять процентов».
Рассказывают про него интересный случай.
Гюльбенкян отправился в круиз по Средиземному морю. У берегов Марокко он обратил внимание на странный корабль с трубой на корме.
-Что это?- спросил он у путешествовавшей вместе с ним дочери.
- Ведь это же нефтяной танкер, папа,- удивленно ответила Рита. Она и не подозревала, что ее отец- известный торговец нефтью, недавно заключивший одну из крупнейших сделок века, никогда раньше не видел такого судна.

У Гюльбенкян была одна страсть – коллекционирование произведений искусства
В начале 20-х годов он приобрел в Париже дом на авеню Йены 51, выстроенный в модном по тем временам стиле и оснащенный самыми современными системами, обеспечившими комфортные условия для размещенных в его стенах произведений искусства. С 1927 года вплоть до начала войны он служил ему домом, мастерской и своеобразным музеем без посетителей, так как владелец коллекции ревностно охранял ее.
Здесь они многие годы находились в затворничестве. Хозяин не допускал к своим «детям» (так он называл экспонаты своей коллекции) посторонних. Напрасно хранители национальных галерей Лондона и Вашингтона пытались убедить ревнивого хозяина в необходимости сделать свои сокровища доступными взору общественности.

Интересен тот факт, что в том же здании располагалась иранская дипмиссия, в которой Гюльбенкян служил советником по экономике. В годы Второй мировой войны, когда встал вопрос конфискации здания, зять Гюльбенкяна Геворк Есаян, благодаря своему дипломатическому таланту, смог отстоять здание и не допустить его передачи высокопоставленному немецкому военному.
В апреле 1942 года, в самый разгар войны, Галуст Гюльбенкян переехал в Португалию. За два года до кончины Гюльбенкян составил завещание, выразив желание создать в Лиссабоне фонд, призванный собрать и сохранить большую часть его коллекций. Он оставил фонду 2,6 миллиарда долларов и обеспечил годовым бюджетом в 102 миллиона долларов.

В 1929—1934 годах советское правительство во главе со Сталиным предприняло акт распродажи полотен эрмитажной коллекции. Продажу полотен первого ряда предполагалась провести тайно, но информация распространилась между избранными западными торговцами. Первым покупателем шедевров Эрмитажа стал Гюльбенкян, торговавший тогда нефтью с Советской Россией.
Г. Л. Пятаков, налаживавший с ним торговые контакты, с целью установления контакта за несколько лет до этого предложил коллекционеру приобрести некоторые картины. Гюльбенкян с радостью откликнулся и направил свой список, куда входили и «Юдифь» Джорджоне, «Блудный сын» Рембрандта и «Персей и Андромеда» Рубенса, но сделка не состоялась, и картины остались в Эрмитаже

.Наконец в 1930-м г. было принято решение продолжить продажу шедевров первого ряда, поскольку они гарантированно найдут покупателя и будут проданы , что было необходимо, чтобы выполнить план по выручке валюты. Комиссары вспомнили об интересе Гюльбенкяна.
Тогдашним наркомом внешней торговли Анастасом Микояном, хорошо знакомым с Гюльбенкяном, ему был продан ряд картин, большинство из которых сейчас находятся в постоянной экспозиции основанного его фондом музее Г. Гюльбенкяна в Лиссабоне.

Вот так в мае 1930 года, по решению советского правительства, "Афина-Паллада" Рембрандта была продана нефтяному магнату, известному коллекционеру Галусту Гюльбенкяну (1869 - 1955). В результате секретных соглашений, заключенных в Париже между богатейшим предпринимателем и представителями Госторга РСФСР, Эрмитаж принудили выдать в контору "Антиквариат" ряд ювелирных сокровищ и произведений живописи. "Афина" оказалась в особо ценной партии предметов, в состав которой, помимо шедевров живописи Рембрандта, Г. Тер Борха, Ватто и Н. Лакре, входила также прославленная статуя Гудона "Диана-охотница".

Посланцы Гюльбенкяна, прибыв в Ленинград, стали отбирать интересующие его произведения искусства, давать заключение об их стоимости, следить за упаковкой и отправкой. С апреля 1929 года до октября 1930-го 51 шедевр бывшего императорского Эрмитажа, проданный по дещевке Гюльбенкяну, навсегда покинул Россию.
Никакие протесты дирекции музея во внимание не принимались. Известно, что "Афина" Рембрандта была отправлена в Париж через берлинскую таможню в своей эрмитажной золоченой раме.
Теперь "Афина-Паллада" уже навсегда принадлежит Музею Галуста Гюльбенкяна



Вход в музей и территория парка фонда Галуста Гюльбенкяна

После смерти Гюльбенкяна фонд 5 лет занимался сбором многочисленных коллекций мультимиллионера, разбросанных по всему свету. Еще 5 лет ушло на систематизацию собранного материала. В октябре 1969 г. в Лиссабоне был построен культурный центр, включающий в себя Центр современного искусства, открытый театр на берегу живописного озера и музей, под крышей которого собрались наконец 6000 «детей»

В 2005 году картина "навещала" Россию и свой Эрмитаж, но увы не надолго.

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.