?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Фотографы – пикториалисты

Пикториалисты стремились приблизить фотографию к живописному произведению (pictorial), для чего они использовали мягкорисующие объективы и особую сложную технику печати. Основными темами их снимков были ландшафты, женщины, дети, старинные усадьбы и жанровые сценки.

О других

Эмиль Сигизмундович Бендель

Интересно, что когда начинаешь о ком-то что-то узнавать, идет прцесс вытягивания за ниточку всё новых сведений.
Сначала я хотела написать просто, что было такое явление, как пикториализм. Потом стало ясно, что без носителей этого явления и их судеб говорить просто о пикториализме не имеет смысла. Потом пикториализм в моем понимании разделился как бы на две ветки – до революционный и после революционный. До революционный пекториализм сошел на нет, как и во всем мире. А вот уже после революционный за «несоветские» буржуазные сюжеты и «тургеневщину» в конце 1920-х годов идеологическая пропаганда называет пикториализм врагом революционных преобразований.
Поэтому попробую потихоньку и последовательно узнать о них больше, надеюсь вместе с вами.


Я уже рассказала о Трапани Анатолие Ивановиче. Теперь попробуем узнать о вкладе Бенделя Эмиль Сигизмундовича.

Бендель родился в 1870 – м году. Одни источники говорят. Что в Москве, другие в Одессе. Но, думаю, это не так важно.
Он получил художественное образование. Учился в Одесской художественной школе у К. Костанди, затем в Мюнхене у С. Холлоши (1887) и в Париже у Р. Жульена (1905).
В 1890 г. в Одессе образовалось «Товарищество южнорусских художников», добровольное сообщество художников-единомышленников, положившее основу южнорусской школы живописи. Его учредителями стали одиннадцать одесских живописцев: А.А.Попов, Г.А.Ладыженский, К.К.Костанди, братья Н.Д. и Д.Д.Кузнецовы, А.П.Размарицын, Н.Х.Алексомати, Н.И.Кравченко, Э.З.Бендель, Г.С.Головков, В.Ф.Коренев, Е.И.Буковецкий, П.А.Нилус и скульптор Б.В.Эдуардс.
И Бендель уже в их числе.
Однако он уже в 1900 году становится владельцем фотоателье на Кузнецком мосту в Москве и членом русского фотографического общества. (РФО). В 1908 году на Международной выставке в Москве фотоателье «Бендель» было награждено бронзовой медалью. Вот где-то в этот период, до революции бендель по всей вероятности и тяготел к пикториализму. Затем о его жизни информации нет, ну может просто я не нашла. И вот уже в 1926 году он появляется как участник в издании журнала «Фотограф». А в 1928 году даже возглавляет культурную комиссию Всероссийского общества фотографов (ВОФ)., участвует в выставке.
И подвергается несправедливым нападкам со стороны официальной критики во время разгрома «старой школы» фотографов в 1929 году. И вот так, по всей вероятности талантливый человек, ушел в небытие.
А потом только дата смерти – 1948 год.
Фотографий его мало, нашла только одну


Женский портрет 1910 года

Есть ещё фото, сделанное в салоне Бендель на Кузнецком мосту. Он делал или нет – не знаю, но похоже его.


Перед нами на фото - Анна(?) Александровна Бакулина (Гарелина в девичестве),
фото относится где-то к 1913-1916 году.

Но нельзя забывать, что Бендель был не только фотографом, но и художником.


Картина "Девушка"


Автор: Эмиль Сигизмундович Бендель (1870–1948)

Но на этом мои поиски о Бенделе не закончились. Оказывается у него был сын - Бендель Пётр Эмильевич.
Сын тоже начинал обучение во Франции, но в 1924 году семья вернулась в Москву, где Пётр продолжил занятия в частных студиях у известных советских художников Фёдора Рерберга и Дмитрия Кардовского.


Бендель П.Э.

Увлечение отца фотографией передалось и сыну, поэтому с началом войны П. Бендель был отправлен на фронт военным фотокорреспондентом. В 1942 году попал в плен под Вязьмой. Арестован в 1945 году.
По легенде, ходившей в художнической среде, Бендель попал за решетку из-за курьеза с портретом Сталина. Петр Эмильевич слыл среди коллег «великим сухокистником» за виртуозное владение техникой сухой кисти, в которой писались портреты вождей – от небольших (для организаций) до многометровых и монументальных (для оформления праздников). Он часто писал огромные портреты «вождя всех народов», многие из них даже после ареста Бенделя продолжали висеть на зданиях Большого театра, Совнаркома, гостиницы «Москва». К очередной годовщине Октябрьской революции художник написал портрет Сталина на внушительном десятиметровом холсте, сшитом из восьми кусков материи. Ноябрь был дождливый, и во время праздника проступили швы, напоминающие решетку. Бдительные органы в этом увидели скрытый намек. По их разумению, художник поместил за решетку самого Сталина. Промокшее полотнище быстро сняли, а Бенделя с формулировкой «за антисоветскую агитацию» отправили в тюрьму.


П.Бендель. Портрет каменщицы Раисы Изъюровой.

Пётр Эмильевич проработал в воркутинском лагерном театре по 1953 год, «обрисовал» массу спектаклей, оставил для истории портреты многих артистов, других воркутян, а также, в последующие годы, — жителей Коми края. Его рисунки и картины находятся в воркутинском и республиканском краеведческих музеях, в личных коллекциях, в музеях театров Москвы. Прекрасным собранием рисунков Бенделя обладал народный артист СССР Николай Акимов, художник и главный режиссёр Ленинградского театра комедии. Бережно хранят его работы семейные архивы бывших узников Воркутлага.

Расставшись с Коми, Пётр Эмильевич вернулся в Москву. Работал в журнале «Огонёк», в театрах. Был востребован как прекраснейший график, создавал почтовые марки, художественные конверты. В частности, им оформлены марки к юбилеям академика Б. Петрова (1983), Н. Хикмета (1982), Героев Советского Союза Н. Кузнецова (1966) и А. Морозовой (1966)… В 1987 году, к 80-летию со дня рождения конструктора Сергея Королёва, Бендель разрабатывает художественную карточку и одновременно пишет портрет академика.


П.Бендель. Портрет рыбака с Печоры

Последующая творческая жизнь этого талантливого человека прошла тихо и незаметно. По всей видимости, давали знать о себе перенесенные испытания. Да и возраст тоже. Хотя Петру Эмильевичу выпала долгая жизнь – он умер в 1989 году, застав даже начало перестройки. Сегодня о его творческих исканиях и удачах хранят память три музея – театральный Бахрушинский в Москве, Национальный музей и Национальная галерея РК.
Вот такие судьбы и жизнь. Попробую потом продолжить рассказ о других фотографах – пикториалистах.

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
В семейном архиве у меня сохранились фотографии , сделанные Бенделем.
Efa05@mail.ru

По моему это сейчас большая ценность)

  • 1