Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Фотографы – пикториалисты

Пикториалисты стремились приблизить фотографию к живописному произведению (pictorial), для чего они использовали мягкорисующие объективы и особую сложную технику печати. Основными темами их снимков были ландшафты, женщины, дети, старинные усадьбы и жанровые сценки.

О других

Эмиль Сигизмундович Бендель

Интересно, что когда начинаешь о ком-то что-то узнавать, идет прцесс вытягивания за ниточку всё новых сведений.
Сначала я хотела написать просто, что было такое явление, как пикториализм. Потом стало ясно, что без носителей этого явления и их судеб говорить просто о пикториализме не имеет смысла. Потом пикториализм в моем понимании разделился как бы на две ветки – до революционный и после революционный. До революционный пекториализм сошел на нет, как и во всем мире. А вот уже после революционный за «несоветские» буржуазные сюжеты и «тургеневщину» в конце 1920-х годов идеологическая пропаганда называет пикториализм врагом революционных преобразований.
Поэтому попробую потихоньку и последовательно узнать о них больше, надеюсь вместе с вами.


Я уже рассказала о Трапани Анатолие Ивановиче. Теперь попробуем узнать о вкладе Бенделя Эмиль Сигизмундовича.

Бендель родился в 1870 – м году. Одни источники говорят. Что в Москве, другие в Одессе. Но, думаю, это не так важно.
Он получил художественное образование. Учился в Одесской художественной школе у К. Костанди, затем в Мюнхене у С. Холлоши (1887) и в Париже у Р. Жульена (1905).
В 1890 г. в Одессе образовалось «Товарищество южнорусских художников», добровольное сообщество художников-единомышленников, положившее основу южнорусской школы живописи. Его учредителями стали одиннадцать одесских живописцев: А.А.Попов, Г.А.Ладыженский, К.К.Костанди, братья Н.Д. и Д.Д.Кузнецовы, А.П.Размарицын, Н.Х.Алексомати, Н.И.Кравченко, Э.З.Бендель, Г.С.Головков, В.Ф.Коренев, Е.И.Буковецкий, П.А.Нилус и скульптор Б.В.Эдуардс.
И Бендель уже в их числе.
Однако он уже в 1900 году становится владельцем фотоателье на Кузнецком мосту в Москве и членом русского фотографического общества. (РФО). В 1908 году на Международной выставке в Москве фотоателье «Бендель» было награждено бронзовой медалью. Вот где-то в этот период, до революции бендель по всей вероятности и тяготел к пикториализму. Затем о его жизни информации нет, ну может просто я не нашла. И вот уже в 1926 году он появляется как участник в издании журнала «Фотограф». А в 1928 году даже возглавляет культурную комиссию Всероссийского общества фотографов (ВОФ)., участвует в выставке.
И подвергается несправедливым нападкам со стороны официальной критики во время разгрома «старой школы» фотографов в 1929 году. И вот так, по всей вероятности талантливый человек, ушел в небытие.
А потом только дата смерти – 1948 год.
Фотографий его мало, нашла только одну


Женский портрет 1910 года

Есть ещё фото, сделанное в салоне Бендель на Кузнецком мосту. Он делал или нет – не знаю, но похоже его.


Перед нами на фото - Анна(?) Александровна Бакулина (Гарелина в девичестве),
фото относится где-то к 1913-1916 году.

Но нельзя забывать, что Бендель был не только фотографом, но и художником.


Картина "Девушка"


Автор: Эмиль Сигизмундович Бендель (1870–1948)

Но на этом мои поиски о Бенделе не закончились. Оказывается у него был сын - Бендель Пётр Эмильевич.
Сын тоже начинал обучение во Франции, но в 1924 году семья вернулась в Москву, где Пётр продолжил занятия в частных студиях у известных советских художников Фёдора Рерберга и Дмитрия Кардовского.


Бендель П.Э.

Увлечение отца фотографией передалось и сыну, поэтому с началом войны П. Бендель был отправлен на фронт военным фотокорреспондентом. В 1942 году попал в плен под Вязьмой. Арестован в 1945 году.
По легенде, ходившей в художнической среде, Бендель попал за решетку из-за курьеза с портретом Сталина. Петр Эмильевич слыл среди коллег «великим сухокистником» за виртуозное владение техникой сухой кисти, в которой писались портреты вождей – от небольших (для организаций) до многометровых и монументальных (для оформления праздников). Он часто писал огромные портреты «вождя всех народов», многие из них даже после ареста Бенделя продолжали висеть на зданиях Большого театра, Совнаркома, гостиницы «Москва». К очередной годовщине Октябрьской революции художник написал портрет Сталина на внушительном десятиметровом холсте, сшитом из восьми кусков материи. Ноябрь был дождливый, и во время праздника проступили швы, напоминающие решетку. Бдительные органы в этом увидели скрытый намек. По их разумению, художник поместил за решетку самого Сталина. Промокшее полотнище быстро сняли, а Бенделя с формулировкой «за антисоветскую агитацию» отправили в тюрьму.


П.Бендель. Портрет каменщицы Раисы Изъюровой.

Пётр Эмильевич проработал в воркутинском лагерном театре по 1953 год, «обрисовал» массу спектаклей, оставил для истории портреты многих артистов, других воркутян, а также, в последующие годы, — жителей Коми края. Его рисунки и картины находятся в воркутинском и республиканском краеведческих музеях, в личных коллекциях, в музеях театров Москвы. Прекрасным собранием рисунков Бенделя обладал народный артист СССР Николай Акимов, художник и главный режиссёр Ленинградского театра комедии. Бережно хранят его работы семейные архивы бывших узников Воркутлага.

Расставшись с Коми, Пётр Эмильевич вернулся в Москву. Работал в журнале «Огонёк», в театрах. Был востребован как прекраснейший график, создавал почтовые марки, художественные конверты. В частности, им оформлены марки к юбилеям академика Б. Петрова (1983), Н. Хикмета (1982), Героев Советского Союза Н. Кузнецова (1966) и А. Морозовой (1966)… В 1987 году, к 80-летию со дня рождения конструктора Сергея Королёва, Бендель разрабатывает художественную карточку и одновременно пишет портрет академика.


П.Бендель. Портрет рыбака с Печоры

Последующая творческая жизнь этого талантливого человека прошла тихо и незаметно. По всей видимости, давали знать о себе перенесенные испытания. Да и возраст тоже. Хотя Петру Эмильевичу выпала долгая жизнь – он умер в 1989 году, застав даже начало перестройки. Сегодня о его творческих исканиях и удачах хранят память три музея – театральный Бахрушинский в Москве, Национальный музей и Национальная галерея РК.
Вот такие судьбы и жизнь. Попробую потом продолжить рассказ о других фотографах – пикториалистах.
Tags: Российская империя, СССР, пикториализм
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments