?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Синий всадник

Синий всадник

1911 год. Летом Василий Кандинский с Францем Марком обсуждают идею "Синего всадника".




Спустя четверть века Кандинский писал:

"Мы с Марком обратились к живописи, но она одна полностью не смогла удовлетворить нас. Тогда у меня
возникла мысль создать "синтетическую книгу", которая должна была покончить со старыми узкими
представлениями и разрушить преграды между различными видами искусства и в конечном счете продемонстрировать,
что главный вопрос искусства это не только вопрос формы, но и вопрос художественного содержания".







Франц Марк:

"Мы хотим основать "альманах", который должен превратиться в орган всех настоящих новых идей нашего времени
в живописи, музыке, на сцене и т.д. Он должен выходить одновременно в Париже, Мюнхене, Москве с большим
количеством иллюстраций".




Василий Кандинский



Василий Кандинский. Зимний пейзаж 1909 г.

18 декабря в Мюнхене открылась Первая выставка "Синий всадник".
Участник выставки А. Макке пишет Ф. Марку:
"Эгоизм, доморощенный "героизм" и слепота играют в "Синем всаднике" большую роль. Громкие слова о начале
великого духовного до сих пор звучат у меня в ушах. У меня все это, особенно после выставки, не вызывает
симпатии. Мне кажется искусство возникает не по желанию и не по необходимости, как утверждает Шёнберг, а
в результате наличия способностей".




Василий Кандинский

Кандинский - Шёнбергу:

"Вам в Ваших произведениях удалось выразить то, что я так долго и тщетно пытался обрести в живописи.
Независимая жизнь каждого голоса в Ваших сочинениях, вот то, что я стремлюсь воплотить в своей живописи".




Василий Кандинский. Сумеречное

1912 год. Вторая выставка "Синий всадник".

Всадник скачет по Европе, становится непременной частью европейского художественного ландшафта. В этом же году
в Мюнхене выходит альманах "Синий всадник" Кандинский публикует свои знаковые тексты. Здесь же - статьи
Ф. Марка, Д. Бурлюка, А. Макке, А. Шёнберга, Ф. Гартмана, Е. Буссе, Л. Сабанеева, Н. Кульбина, В. Розанова,
стихи М. Кузьмина и более 140 иллюстраций (репродукции современных художников, экспонаты этнографических
коллекций, лубки, ритуальные маски, японские гравюры, средневековые миниатюры, детские рисунки).
Пересечение всевозможных линий художественных практик - разновременных и разнопространственных, "диких"
и "цивилизованных", наивных и рафинированных, массовых и элитарных. Все то, что на границах, встретилось здесь.
Здесь и теперь как свершения всех времен.




V. Kandinskiy. Dark blue cross

Кандинский - Мюнтер :

"Здесь моей задачей было, насколько это возможно, посеять среди художников свободу и усилить союз между Россией
и Германией".



Василий Кандинский. Композиция 319

За год до 1-й мировой войны деятели культуры из многих стран решили создать антивоенную организацию, пригласив,
в частности, Кандинского обсудить проспект этой будущей организации.

Свой неприезд Кандинский объяснил одному из организаторов союза "Blut Bund" так:

"Раньше я мог (скорее "был должен") непосредственно участвовать в той жизни, которая окружала меня,
активно заниматься ею. Тогда это было необходимо. Теперь такой образ жизни стал для меня вредным и
разрушительным. Теперь многое прояснилось для меня".




Василий Кандинский. Композиция 321

Социально-историческое время, исчерпав самое себя, уступило место лично-творческому времени, которое
должно быть укоренено в почву и призвание - стать средоточием и обретением творческой родины,
собственного первородства, то есть самого себя. Время биения пульса - взамен времени перемещения в
синхронных и диахронных пространствах



Василий Кандинский. Композиция 225



Василий Кандинский. Пейзаж 1913 г.



Василий Кандинский. Композиция VI 1913 г.



Василий Кандинский



Василий Кандинский. Композиция 10. 1939.

Источник: Рабинович В., Рылева А. Синий всадник как образ культуры ХХ века
Проблемы общения в пространстве тотальной коммуникации. СПб., 1998

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.