«Как получилось, что пантера — единственное животное, чей запах приятен и привлекателен даже для
других зверей, ибо говорят, что дикие звери с удовольствием вдыхают его»

Черная пантера
В античных мифах этот аромат связывают с охотой, колдовством, любовным обольщением.
В христианской символике - образ мистического уловления душ словом Христовым.
Греки считали, что пантера использует свое благоухание для привлечения добычи.
Теофраст:
«Пантера издает запах, приятный всем прочим зверям, а потому охотится из засады, приманивая зверей
собственным ароматом»
Плутарх и Элиан считают, что к ее ароматам особенно чувствительны обезьяны.
Пантера — зверь особый, она охотник. Она умеет хитрить. Ее ловушка — восхитительный аромат, орудие
смертоносного обольщения. Ее сила — в осторожности и уме.

Горный лев
«Говорят, пантера наделена даром источать благоухание, впрочем, неощутимое для нас, и знает о своем даре. Равно
и все прочие звери знают о нем, и ловит она их следующим образом. Когда пантере нужна пища, она прячется в
частых зарослях или в густой листве; ее нельзя обнаружить, она неподвижна и позволяет себе только дышать.
Оленята, газели, дикие козы и прочие подобные животные приближаются к ней, их привлекает приятный запах.
Тогда пантера выпрыгивает из засады и бросается на жертву» (с)

Горный лев
На нее не охотится никто, кроме человека, который пользуется её же оружием и заманивает в ловушку запахом вина,
до которого она падка.

ок. 500-800 н.э.
У греков пантера выступает символом красивой куртизанки, ибо слово pardalis означает и «кошка», и
«гетера». Приятный запах пантеры отсылает к чарующим ароматам гетеры, которые также сравниваются с
волшебным колесиком, — и тем самым становится символом всякой ловушки, всякого обольщения.

Мозаика на доме на острове Делос, пантера и виноградная лоза. Ок. 250-50 до н.э.
Христианство переняло это верование и, подвергнув дерзкой трансформации, сделало его элементом своей
символики: благоуханная пантера превратилась в образ самого Христа.
Из «Физиолога»
«Физиоло́г» (др.-греч. Φῠσιολόγος) — сборники статей и сведений о животных и каменьях, получившие начало
во II или III в.
Это памятник коллективного творчества. В основе их лежат басни, принадлежащие классическим писателям, не
без влияния восточных преданий.

Гладиатор и Леопард , римская мозаика.
В первой версии, изданной Сбордоне, крик пробуждающейся после трехдневного сна пантеры — ароматный крик,
чарующий всех прочих зверей, — уподобляется крику Иисуса Христа через три дня после смерти, наделяющему
людей изысканным ароматом:
«Когда она поест и насытится, то спит в своем логове; пробуждается же от сна на третий день и кричит громким
голосом, и звери, привлеченные ароматом крика, идут к ней.
Так же и Господь наш Иисус Христос, восстав на третий день из мертвых, вскричал: «Ныне здравствует мир видимый
и невидимый», и сошло на нас всех благоухание, на ближних и на дальних, и мир, по слову Апостола».

Пантера, мозаика в церкви Сан-Адриано
В третьей версии, опубликованной Сбордоне, это сравнение уточняется: ароматное дыхание пантеры символизирует
слово Христово, влекущее и дающее утешение:
«Пантера принимает образ Господа нашего Иисуса Христа. Ибо только пришел Он к нам от Отца своего и показался в
миру Человеком, как источился из уст его добрый дух наставления, и на благоухание уст его сошлись пророки,
и апостолы, и мученики, и весь хор святых, и в радости возвратились они в свои жилища»
Это отождествление вызывает метаморфозу кошки: из устрашающей, свирепой, одинокой она превращается в
общительную и добрую:
«Есть зверь, именуемый пантерой. «Физиолог» говорит, что она несравненно более красива и достойна любви,
нежели любой другой зверь. Во сне источает она благоухание, и на этот запах собираются вкруг нее все прочие
звери, и радуются аромату, а нарадовавшись, расходятся в веселии и довольстве по чащобам и полям»

Пантера из камня
Полная инверсия: аромат пантеры уже не смертельная ловушка, но щедрый дар остальным зверям. Хищница несет
с собой уже не смерть, а блаженство.
Из средневековых бестиарий.
Бестиа́рий (от лат. bestia, «зверь») — средневековый сборник зоологических статей (с иллюстрациями), в
которых подробно описывались различные животные в прозе и стихах, главным образом, с аллегорическими
и нравоучительными целями.
Красота кошки воплощает в себе божественное сияние, а пятна на ее шкуре, подобные «золотым глазкам»,
представляют многогранность ее совершенства:
«Пестрая шкура пантеры символизирует слова Соломона о Господе нашем Иисусе Христе, коий есть Мудрость
Бога-Отца, Дух Понимания, Единый, Многий, Истинный, Кроткий, Совершенный, Милосердый, Твердый, Неколебимый,
Верный, Дух всемогущий, всевидящий».

Дионис
Отождествление благоуханного дыхания пантеры со словом Христовым закрепляется, но упор сделан на их
необоримой и инстинктивной притягательности:
«Как на сладостный аромат, источаемый пастью пантеры, сбегаются все звери, и окрестные, и из дальних мест,
и следуют за ней; так и иудеи, каковые обладали по временам звериным инстинктом и были ближними по вере,
что соблюдали они, и язычники, бывшие дальними, ибо не знали веры, услышали слово Христово и последовали
за ним, говоря: «Сколь приятны твои слова устам моим, слаще меда; благодать источают уста твои; и потому
Господь благословил тебя на веки веков».
Наконец, пантера, подобно Христу, торжествует над силами зла. Ее запах обращает в бегство дракона, как слово
Иисуса заставляет отступить сатану:
«...Дракон дрожит от страха и бежит укрыться в подземном своем логовище; не в силах вынести благоухания
пантеры, он погружается в оцепенение и сидит в яме своей, недвижный и словно мертвый. Так и Господь наш
Иисус Христос, истинная пантера, сошел с небес, чтобы избавить нас от власти Дьявола».
Благоуханная пантера средневековых бестиариев, как в триптихе, являет собой одновременно и сияние Христа,
и два аспекта его земного предназначения: увлекать человека к свету истины и освобождать его от духа тьмы.
По материалам: Энциклопедия культур
Journal information