?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

КОТ, кошка.

Начало: Кошка - средневековье

«У котов есть такое свойство: стоит им появиться в доме, как оказывается,
что они были здесь всегда — даже если час назад никаких котов у вас не было.
Они живут в собственном временном потоке и ведут себя так, будто мир людей —
это всего лишь остановка на пути к чему-то гораздо более интересному»

Терри Пратчетт

Второе тысячелетие до нашей эры – в Египте найдено древнейшее изображение домашней кошки,
относящееся к этому времени.



Египет. Бронзовая статуя кошки ок. 654-30 до н.э.



Обнаружено кладбище кошек в Бубастисе — центре их культа и Бени-Хасане – захоронение относится к к концу
15 — начало 14 веков до н. э.




Бастъ - богиня луны, деторождения и плодовитости; несомненно, легкость, съ которой кошка рождаетъ котятъ,
ея плодовитость и ночной образъ жизни, обусловили посвящение её этой богине.




Случайное нанесение ущерба кошкам, посвящённым Баст, и особенно их убийство могли караться смертью.



Статуя египетской богини Сехмет ок. 1570-1340 г. до н.э

Баст-кошка нередко смешивается с богинями-львицами Тефнут и Сехмет (Баст иногда изображается с головой львицы),
а позже и с Исидой, что обнаруживает связь образа кота с идеей царственности.



Святилище богини Бубастис (Баст)

В «Книге мёртвых» кот, сражающийся при дереве ишед (сикимора) в Гелиополе со змеем, выступает как одна из
ипостасей бога солнца Ра .




Надписях на гробницах царей XIX и XX династий:

"Ты — великий кот, мститель богов".




Рассказывается о том, что каждую ночь, когда Ра начинает плавание по подземному Нилу, змей Апоп, желая
погубить его, выпивает из реки всю воду. Ра в образе рыжего кота сражается с ним и отрезает ему голову
под священной сикиморой (древом жизни) города Гелиополя.
Соперничество со змеей сделало кошку священным животным бога Солнца.



Египетский папирус с сатирической сценой кошек и мышей ок. 1100 г. до н.э.



Кот - мозаика из Помпеи

Литовские мифологические тексты:




Кот в них становится противником Перкунаса . Черт превращается в кошку или кота чёрной масти, иногда
с красными глазами. ПЕРКУНАС по литовской мифологии, бог молнии, грома, а также податель солнечного
света и дождя, помощник в болезнях

В латышской фольклорно-мифологической традиции чёрный чёрт с коровьими ногами, сталкиваясь с
громом-молнией, превращается в чёрного кота, старающегося спрятаться около человека.


В кота может превращаться и змееборец, сказочный герой, победитель чудовища, например Иван Попялов,
герой одноименной белорусской сказки




В восточно-славянских сказках проходит мотив превращения героя в кота, а иногда и наоборот.
Например, сказка о Воле Воловиче, который после каждого сражения со змеем встречается с «Котищем, вытращи
глазища», грозящимся его съесть. Герой убивает кота, надевает на себя его шкуру и под видом кота входит
к бабе-яге.

Распространены мотивы учёного кота - Пушкин.
Афанасьев - образа кота, научающего добывать огонь, чудовищного кота-баюна, сидящего на столбе, побивающего
весь люд, напускающего неодолимый сон и сказывающего сказки, а также кошки как награды герою за службу

У индейцев кечуа существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу.

В японской традиции кот рассматривался как злонамеренное существо, обладающее сверхъестественной силой.
В ряде традиций ему приписываются черты вампиризма.

Напротив, в Китае верили в его способность рассеивать злых духов.

В европейском средневековом искусстве получила распространение жанрово-сатирическая сцена «Битва мышей и кошек».




Особенно устойчивы ассоциации кошек с силами зла (кошка как атрибут похоти; кот как символ посрамлённого
сатаны в сценах благовещения).

Любовник пламенный, и тот, кому был ведом
Лишь зов познания, украсить любят дом,
Под осень дней, большим и ласковым котом,
И зябким, как они, и тоже домоседом.

Коты — друзья наук и сладостных забав,
Для них ни тишина, ни мрак ночной не тяжки,
Эреб избрал бы их для траурной упряжки,
Когда бы мог смирить их непокорный нрав.

Покоятся они в задумчивой гордыне,
Как сфинксы древние среди немой пустыни,
Застывшие в мечтах, которым нет конца;

Их мощная спина магически искрится,
И звездной россыпью, тончайшей, как пыльца,
Таинственно блестят их мудрые зеницы.

Шарль Бодлер

Мифопоэтические ассоциации, связанные с образом кота, получают развитие в литературе и изобразительном
искусстве 19—20 вв.



Пабло Пикассо . Кошка, схватившая птицу. 1939 г

По материалам: Энциклопедия культур

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.