Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Category:

КОТ, кошка.

Начало: Кошка - средневековье

«У котов есть такое свойство: стоит им появиться в доме, как оказывается,
что они были здесь всегда — даже если час назад никаких котов у вас не было.
Они живут в собственном временном потоке и ведут себя так, будто мир людей —
это всего лишь остановка на пути к чему-то гораздо более интересному»

Терри Пратчетт

Второе тысячелетие до нашей эры – в Египте найдено древнейшее изображение домашней кошки,
относящееся к этому времени.



Египет. Бронзовая статуя кошки ок. 654-30 до н.э.



Обнаружено кладбище кошек в Бубастисе — центре их культа и Бени-Хасане – захоронение относится к к концу
15 — начало 14 веков до н. э.




Бастъ - богиня луны, деторождения и плодовитости; несомненно, легкость, съ которой кошка рождаетъ котятъ,
ея плодовитость и ночной образъ жизни, обусловили посвящение её этой богине.




Случайное нанесение ущерба кошкам, посвящённым Баст, и особенно их убийство могли караться смертью.



Статуя египетской богини Сехмет ок. 1570-1340 г. до н.э

Баст-кошка нередко смешивается с богинями-львицами Тефнут и Сехмет (Баст иногда изображается с головой львицы),
а позже и с Исидой, что обнаруживает связь образа кота с идеей царственности.



Святилище богини Бубастис (Баст)

В «Книге мёртвых» кот, сражающийся при дереве ишед (сикимора) в Гелиополе со змеем, выступает как одна из
ипостасей бога солнца Ра .




Надписях на гробницах царей XIX и XX династий:

"Ты — великий кот, мститель богов".




Рассказывается о том, что каждую ночь, когда Ра начинает плавание по подземному Нилу, змей Апоп, желая
погубить его, выпивает из реки всю воду. Ра в образе рыжего кота сражается с ним и отрезает ему голову
под священной сикиморой (древом жизни) города Гелиополя.
Соперничество со змеей сделало кошку священным животным бога Солнца.



Египетский папирус с сатирической сценой кошек и мышей ок. 1100 г. до н.э.



Кот - мозаика из Помпеи

Литовские мифологические тексты:




Кот в них становится противником Перкунаса . Черт превращается в кошку или кота чёрной масти, иногда
с красными глазами. ПЕРКУНАС по литовской мифологии, бог молнии, грома, а также податель солнечного
света и дождя, помощник в болезнях

В латышской фольклорно-мифологической традиции чёрный чёрт с коровьими ногами, сталкиваясь с
громом-молнией, превращается в чёрного кота, старающегося спрятаться около человека.


В кота может превращаться и змееборец, сказочный герой, победитель чудовища, например Иван Попялов,
герой одноименной белорусской сказки




В восточно-славянских сказках проходит мотив превращения героя в кота, а иногда и наоборот.
Например, сказка о Воле Воловиче, который после каждого сражения со змеем встречается с «Котищем, вытращи
глазища», грозящимся его съесть. Герой убивает кота, надевает на себя его шкуру и под видом кота входит
к бабе-яге.

Распространены мотивы учёного кота - Пушкин.
Афанасьев - образа кота, научающего добывать огонь, чудовищного кота-баюна, сидящего на столбе, побивающего
весь люд, напускающего неодолимый сон и сказывающего сказки, а также кошки как награды герою за службу

У индейцев кечуа существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу.

В японской традиции кот рассматривался как злонамеренное существо, обладающее сверхъестественной силой.
В ряде традиций ему приписываются черты вампиризма.

Напротив, в Китае верили в его способность рассеивать злых духов.

В европейском средневековом искусстве получила распространение жанрово-сатирическая сцена «Битва мышей и кошек».




Особенно устойчивы ассоциации кошек с силами зла (кошка как атрибут похоти; кот как символ посрамлённого
сатаны в сценах благовещения).

Любовник пламенный, и тот, кому был ведом
Лишь зов познания, украсить любят дом,
Под осень дней, большим и ласковым котом,
И зябким, как они, и тоже домоседом.

Коты — друзья наук и сладостных забав,
Для них ни тишина, ни мрак ночной не тяжки,
Эреб избрал бы их для траурной упряжки,
Когда бы мог смирить их непокорный нрав.

Покоятся они в задумчивой гордыне,
Как сфинксы древние среди немой пустыни,
Застывшие в мечтах, которым нет конца;

Их мощная спина магически искрится,
И звездной россыпью, тончайшей, как пыльца,
Таинственно блестят их мудрые зеницы.

Шарль Бодлер

Мифопоэтические ассоциации, связанные с образом кота, получают развитие в литературе и изобразительном
искусстве 19—20 вв.



Пабло Пикассо . Кошка, схватившая птицу. 1939 г

По материалам: Энциклопедия культур
Tags: животные, искусство, история
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments