?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Пляски смерти

ПЛЯСКА СМЕРТИ - жанр в европейской культуре с середины XIV по первую половину XVI веков.
Это были различные стихотворения, иконографические сюжеты, картины танцев скелетов с новопреставленными.



Пляска смерти

Триумфальные танцы скелетов, погоня мертвецов за людьми, нескончаемые хороводы, куда мертвые вовлекают
живых, гримасничающие черепа кладбищенских оссуариев, леденящие кровь картины тления - таков неполный
репертуар образов в искусстве второй половины XIV-XV столетий.





Иллюстрация, изображающая "Пляска смерти", Джон Дж. Soldermeyer.

Тема Пляски смерти развилась в покаянной литературе под влиянием проповедей францисканского и
доминиканского монашества.
Существовали различные легенды в стихотворной форме, например:
в разгар охоты князья встречают на лесной тропе полуразложившихся покойников, те обращаются к ним с проповедью
о бренности жизни, суетности мира, ничтожности власти и славы и призывают к покаянию; когда-то покойник был тем,
чем живой является сейчас, живой будет тем, чем стал покойник.



Никлаус Мануэль.Смерть и герцог.

«К смерти иду я, король. Что почести? Что слава мира?
Смерти царственный путь. К смерти теперь я иду ...
К смерти иду я, прекрасен лицом. Красу и убранство
Смерть без пощады сотрет. К смерти теперь я иду ...».



Сцена из танца мертвых, церковь Святого Петра, Штраубинг, Германия

Собственно жанр Пляски смерти возник в Центральной Германии. Первоначальный текст, созданный
вюрцбургским доминиканцем ок. 1350 г., вскоре был переведен на средневерхненемецкий язык: каждому
латинскому дистиху оригинала стала соответствовать пара четверостиший, вложенных в уста скелета и
новопреставленного.



Рукопись Анри Knoblochtzer, Гейдельберг, Германия.

Всего здесь 24 персонажа.
Пляска смерти позаимствовала принцип соотнесения текстового и иллюстративного рядов, а также
композицию - последовательность речитативов различных персонажей. Но в отличие от «Я умру»,
речитативы произносятся теперь не живыми людьми, а покойниками, насильно вовлеченными в ночную
пляску на кладбище. В качестве их партнеров выступают посланцы Смерти — скелеты. Сама Смерть
аккомпанирует им на духовом инструменте




Имея сложное, отчасти ритуальное, отчасти литературное происхождение. Вюрцбургская Пляска смерти
возникла как реакция на эпидемию чумы 1348 гвюрцбургская Пляска смерти соединена с проповедью покаяния,
однако смерть убивает всех, независимо от образа жизни.

«К чему молиться?», — вопрошает монахиня Пляски смерти.
«Помогли ли мои песнопения?», - вторит ей другая.



Смерть и Скупец (от пляски смерти) Г. Гольбейна 1523-1526, гравюра на дереве

В третьей четверти XIV века миниатюры появляются во Франции и достигают Парижа. На их основе в 1375 г.
создается новая версия Пляски смерти. Ее автор - член Парижского парламента Жан Ле Февр, поэт и переводчик,
чудом избежавший смерти вовремя эпидемии 1374 г.
Как и всякий средневековый перевод, Пляска смерти Ле Февра представляет собой достаточно радикальную
переработку оригинала.



Смерть и Abbott. Гравюра на дереве.

В Пляски смерти, принадлежащей перу не церковного, но светского автора, находит отражение Париж XIV в. —
столичный, торговый, университетский город, место скопления церквей и монастырей,центр забав и
всевозможных увеселений. Вотличие от Пляски смерти из Вюрцбурга, здесь содержится острая критика нравов
духовного сословия: Кардинал жалеет об утрате богатых одежд, патриарх расстается с мечтой стать папой,
аббат прощается сдоходным аббатством, доминиканец признается, что много грешил, а каялся мало, монаху уж
не стать приором, священнику неполучать платы за отпевание и т.д.



Благородная дама из Пляска смерти Г. Гольбейн

Пляска смерти появляется в Лондоне, на кладбищенской стене монастыря св. Павла, а позже в одной из приходских
церквей Стратфорда. В Тауэре находился гобелен с вытканными силуэтами новопреставленных и скелетов.




В Италии большей популярностью пользовались изображения не пляски, а триумфа Смерти. Одним из таких
изображений являются фрески пизанского кладбища Кампо-Санто, написанные под впечатлением чумы 1348 г



Пахарь с танцем смерти Г. Гольбейн

Иная картина сложилась в Испании. В отличие от немецкого и французского переводов, в испанской Пляски
смерти царит не дух отчаяния и покорности, но дух несогласия и противления. Папа молит о заступничестве
Христа и Деву Марию, король собирает дружину, коннетабль приказывает седлать коня, щеголь призывает на
помощь даму сердца. Над смятенным миром раздается клич триумфатора Смерти. Она влечет в хоровод «всех
живущих людей любого сословия».




В истории немецкой Пляски смерти особое место заанимают фрески, написанные ок. 1484г. в притворе
Мариенкирхе в Берлине. Расположенные на смежных стенах, они распадаются на два ряда: ряд духовенства —
от причетника до папы, и ряд мирян - от императора до шута.




Высшие представители церковной и светской иерархий находятся подле размещённого в углу распятия;
хоровод новопреставленных движется не как обычно, слева направо, но устремлен к своему центру, к Христу.
Пляски смерти открывает проповедник, «брат ордена святого Франциска». Вместо музицирующей смерти под его
кафедрой примостился черт с волынкой.




Смерть как персонаж упраздняется, ее замещает Христос.

Двухвековая история Пляски смерти завершается циклом гравюр Ганса Гольбейна Младшего (1523—1526 гг.).
Гольбейн создал тот подытоживающий образ Пляски смерти, который, заслонив собой историю самого жанра,
вошел в европейскую и мировую культуру как его классическое воплощение.



Свадьба и беременная женщина

Гольбейн Младший создал свой шедевр, опираясь на принципы, отрицающие мировоззренческую подоснову
средневековой Пляски смерти. Он вводит Смерть в чертоги ренессансного мира, тем самым разоблачая его
иллюзорное благополучие и ложную гармоничность.

Из религиозно-магического произведения Пляска смерти становится произведением художественным.



Монахиня и ведьма

Прав современный французский историк Жан Делюмо, считающий успех этой темы одним из проявлений великого
страха, который охватил Европу в переломный период ее истории.



Торговка и проститутка

В "Плясках смерти" живут отзвуки дохристианских народных поверий о кладбищенских плясках мертвецов .
Эти поверья идут вразрез с церковным учением об отделении души от тела в момент кончины человека, и долгое
время осуждались как языческие.



Титульный лист для английского Dance Of Death 1816














Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Очень актуально в преддверии завтрашнего Хэллоуина...

Ты знаешь, я когда только стала составлять пост про Хэллоуин вспомнила. А так, случайно где-то наткнулась на одну из картин и решила написать.

  • 1