?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Flag Next Entry
ngasanova

Кипренский О. «Портрет А.С.Пушкина»

Блажен в златом кругу вельмож
Пиит, внимаемый царями.
Владея смехом и слезами,
Приправя горькой правдой ложь.


Произведения О. Кипренского, особенно его замечательные портреты, являются одной из самых больших жемчужин
нашего художественно наследия.

ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ (1782—1836)

Орест Адамович Кипренский, внебрачный сын русского помещика, воспитывался в семье приёмного отца — Адама
Карловича Швальбе, крепостного немецкого происхождения. Фамилия Кипренский вымышленная; возможно, она
происходит от имени богини Киприды
Выходец из крепостной среды, своим трудом добившийся всеевропейской славы, О. Кипренский написал лучший
портрет А.С. Пушкина.



Кипренский Орест Адамович-Автопортрет

У Кипренского был счастливый дар портретировать выдающихся представителей русского общества в наиболее
значительные минуты их жизни. И этот дар не изменил ему здесь. Он создал живописный портрет-памятник
великого поэта. Полотно Кипренского стало самым известным из всех изображений Пушкина.



Заказ на создание портрета русского поэта последовал в 1827 году от А. Дельвига. Весной 1827 года
художник возвратился из Италии, в мае этого же года в Петербург - проездом из Москвы в Михайловское -
приехал и А.С. Пушкин. У них был общий круг знакомых и друзей, и, по преданию, в доме одного из них -
Н.Д. Шереметева - и писался этот знаменитый портрет.

Один из современников так отозвался об этом Произведении О. Кипренского:

"Гений Поэта как будто бы воодушевил художника... Пусть исследует художник движения собственной души в те
минуты, когда он одушевлял полотно! Не составил ли себе сперва идеал характера Поэта, не ловил ли души его,
не разглядывал ли тайн и порывов пламенной фантазии и не стремился ли потом выразить свои и его чувства в
чертах видимых!"





На светлом желто-зеленом фоне рисуется изображение поэта, одетого в строгий сюртук с перекинутым через
плечо клетчатым красно-зеленым шотландским пледом (некоторые исследователи называют его плащом). Изящная
фигура написана в фас, лицо поэта обращено слегка направо, в ту сторону, где в глубине, за креслом, стоит
бронзовая статуэтка Гения с кифарой в руках. В лице поэта О. Кипренский мягко передает его характерные
"арапские" черты, густые каштановые волосы свободно вьются на голове, не спускаясь на высокий лоб и не
выбиваясь беспорядочно.

Исходя из общего замысла, художник с гениальной уверенностью пренебрег некоторыми частностями, придал
А.С. Пушкину лично ему не свойственную, но для портрета единственно необходимую, абсолютно точную позу.

Образ поэта на портрете немыслим без этой позы со скрещенными на груди руками.

Незадолго до 14 декабря 1825 года К. Рылеев в письме к А.С Пушкину писал:

"На тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь Поэт и Гражданин!"

Орест Кипренский и увидел великого русского поэта глазами лучших людей России.

Сам поэт высоко ценил свой портрет, написанный О. Кипренским, ощущая, что именно здесь он запечатлен в своей
"высшей типичности", как поэт серьезной и трагической музы.
Потрясенный работой художника, А.С. Пушкин на другой день вручил О. Кипренскому листок со стихами.

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз,
— И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид...


В этот день между ними состоялся разговор об искусстве. Орест Кипренский признавался А.С. Пушкину, что всю жизнь
не переставал искать высший идеал человеческой красоты и что в полной мере нашел его во время работы над
пушкинским портретом.
А.С. Пушкин в свою очередь поверял художнику свои взгляды на поэта и природу творчества. Он говорил, что
в повседневной жизни поэт ничем не отличается от других людей. Только в минуты творчества он преображается
сам и преображает все, что видит вокруг.

Портрет послужил исходным материалом для многих художников и скульпторов последующих поколений,
известен во всем мире.
Да и мы, когда хотим представить себе внешний облик великого поэта, почти неизменно вспоминаем его портрет
кисти Кипренского.

После смерти Дельвига в 1831 году Пушкин, несмотря на материальные затруднения, покупает этот портрет и
помещает в своем кабинете.

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.