Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Category:

Вспомним шедевры…

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ

Год 1889-й начинался для Ван Гога печально. Еще в конце декабря 1888 года он пережил первый приступ душевной болезни, и, хотя вскоре сознание вернулось к нему, припадки стали повторяться. Это заставило художника добровольно отправиться в психиатрическую лечебницу Святого Павла, которая располагалась в бывшем августинском монастыре Сен-Реми неподалеку от Арля.
Сопровождаемый аббатом Саллем Ван Гог прибыл в Сен-Реми в мае 1889 года.



Винсент ван Гог. 1889 год



В этой больнице, которую возглавляет доктор Пейрон, Ван Гогу все же предоставляется некоторая свобода. Директор больницы предоставил ему отдельную комнату, окно которой выходило на поля, замыкающиеся грядой Малых Альп.



Винсент ван Гог, «Сен-Поль», 1889 год.

Тяжелая болезнь все чаще донимала Ван Гога, и в Сен-Реми он работал в заточении. Смотреть на мир художнику приходилось сквозь зарешеченное окно, откуда он видел один и тот же пейзаж: обнесенное стеной пшеничное поле, за ним редко разбросанные среди холмов домики, окруженные кипарисами и оливковыми рощицами.



Винсент ван Гог , «Оливковые деревья с желтым небом и солнцем», 1889 год.

По утрам было видно, как над горными отрогами встает солнце. В распоряжении Ван Гога был и запущенный сад больницы с высокими соснами и кедрами, цветочными клумбами, фонтаном, каменными скамьями. Ему не всегда разрешали выходить и работать за пределами больницы, а если и разрешали, то обязательно в сопровождении надзирателя и на недалекое расстояние, где бы он мог вблизи писать то, что видел из окна.



Винсент Ван Гог, «Холмы близ Сен-Реми», 1889 г.

В сложившихся обстоятельствах Ван Гог даже был рад уединению и одиночеству в лечебнице, где ничто не мешало ему целиком отдаться живописанию. Только это поддерживало его связь с жизнью, свои главные упования художник возлагает именно на нее, с ее помощью надеялся изжить "страх перед жизнью", оставшийся после первого приступа болезни, тем более что уже через месяц жизни и работы в Сен-Реми его "отвращение к жизни несколько смягчилось".



Винсент ван Гог, «Вид на Арль», 1889 год

Ван Гог много и лихорадочно работает, и что ни картина - то шедевр. Однако заметно, что мир на его полотнах покачнулся и пришел в движение. Золотые хлебные поля, оливковые рощи, повозки, виноградники, крестьянские хижины, проселочные дороги как будто медленно и нехотя уплывали в какую-то лишь одному ему ведомую даль. Кажется, что художник хочет показать, как все сильнее и быстрее раскручивается вселенский смерч, который скоро унесет от него эти до слез любимые им пейзажи...

Так рождаются фантастические шедевры:



Винсент ван Гог, «Звездная ночь» , 1889 год



Винсент ван Гог, «Дорога с кипарисами и звездой», 1889 год



Винсент ван Гог, «Оливы, синее небо и белое облако», 1889 год



Винсент ван Гог, «Парк больницы Святого Павла», 1889 год

Произведения из серии, отличающейся предельным графическим напряжением, которое усиливает эмоциональное исступление неистовыми завихрениями, волнообразными линиями и динамичными пучками. На этих полотнах — где как предвестники смерти вновь возникают кипарисы и оливковые деревья с искореженными ветвями — символическая значимость живописи Ван Гога особенно заметна. Живопись Винсента не укладывается в рамки искусства символизма, находящего вдохновение в литературе и философии, приветствующего мечту, тайну, волшебство, устремляющегося в экзотику, — идеального символизма. Ван Гог ищет в символизме возможное средство для того, чтобы раскрыть душу, чтобы выразить меру бытия.



Винсент Ван Гог. «Роща олив». 1889 г.

Tags: живопись
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments