Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

КЛОД ЛЕВИ-СТРОС

Французский писатель, журналист и критик Фредерик Бегбедер (р.1965 году), хорошо известный российским читателям своими ироничными провокационными романами, комментирует пятьдесят произведений, названных французами лучшими книгами ХХ века.

Смотрите его предыдущие комментарии

№ 20 КЛОД ЛЕВИ-СТРОС «Печальные тропики»

10268



Номер 20 – Клод Леви-Строс – не имеет ничего общего с изобретателем джинсов 501, даже если их произведения имеют одну общую черту, а именно хождение в третьем мире.
В 1955 году Клод Леви-Строс, родившийся в Брюсселе в 1908-м , этнолог, неизвестный широкой публике, решает изложить в «Печальных тропиках» свою интеллектуальную автобиографию, дабы описать путь, который привел его от философии к этнологии и который он проделал не в сабо через Лотарингию, а в сопровождении индейцев через Бразилию. Книга открывается в высшей степени провокационной фразой, ставшей легендарной: «Я ненавижу путешествия и естествоиспытателей», после чего следуют 500 страниц, доказывающих ровно обратное.

Почему же это научное повествование так поразило умы в конце пятидесятых годов (да и позже)? Потому что оно дышало интеллигентной экзотикой: Леви-Строс, 92-х летний старец, заседающий ныне во Французской академии и в Коллеж де Франс, в те времена был для читателей кем-то вроде Индианы Джонса – структуралиста. До Леви-Строса белые люди довольствовались бездумным уничтожением индейцев. О, разумеется, мы читали у Монтескье про перса, явившегося высказать нам правду о наших гнусностях (имеются ввиду «Персидские письма» - 1721 – французского просветителя Ш. – Л. Де Монтескье – 1689-1755), но тот был всего лишь фикцией, вымыслом: реального беспаспортного пришельца, вздумавшего критиковать Францию, живо препроводили на границу manu militari (здесь: сильно, насильно). Впрочем, в наши дни персам ни до того: они слишком заняты проклинанием Салмана Рушди, чтобы интересоваться нашими общественными вывихами.

«Печальные тропики» - одно из первых эссе , одновременно тропических и научных, в котором исследуются иные, отличающиеся от нашего, способы существования. Впоследствии Карлос Кастанеда (Карлос Кастанеда, 1931-1998, - бразильский писатель) в Соединенных Штатах будет производить галлюциногенные опыты вместе с мексиканскими индейцами. Индейцы всегда в моде: так, Ж.-М. Ж. Леклезио (Леклезио Жан-Мари Ж., 1940, - французский писатель-романист) до сих пор не опомнился от увиденных им туземцев, что всю жизнь ходит голышом (и как же они правы!).
И так, о чем же рассказывает нам Леви-Строс? О том, что тропики печальны, потому что они разорены белыми; что местные племена скоро вымрут от эпидемий, которые мы им нанесли; что индейцы кадувео, бороро, намбиквара, и тупи-кавахиба могут похвастаться образом жизни куда более естественным, подлинным и прекрасным, нежели мы, с нашими автомобильными пробками по пятничным вечерам в тунелле Сен-Клу.

В книге Леви –Строса ощущается искреннее уважение к расовым различиям и глубинный антиколониализм: автор не признает за белым человеком право навязывать другим людям общественные ценности пресловутой западной развитой цивилизации. Есть только одна опасность в этой (вполне оправданной) борьбе против общественной иерархии между человеческими существами, даже если признать, что мы, со всеми нашими атомными бомбами и геноцидами, гораздо более дики, чем беззащитные индейцы в набедренных повязках. Опасность в том, что эта «руссоистская» теория ставит под вопрос права человека: если нужно уважать существующие между ними различия, значит, придется принять и эксцизию (обрезание, принятое у мусульман и иудеев) , и побивание камнями женщин, не носящих чадру, и телесные наказания, и каннибализм – из простого стремления не навязывать другим нашу культуру.

Клод Леви-Строс невольно ставит себя в позицию апостола невмешательства. Живя в мире, границы которого стремительно размываются, он борется против унификации, но в результате оказывается противником идеи обще планетарного гуманизма. Проще говоря, он выбирает скорее лагерь Ницше, чем лагерь Кушнера. ( Ницше Фридрих, 1844-1900, - немецкий философ, проповедовавший, в частности, культ сильной личности. Кушнер Бернар – министр здравоохранения Франции, представитель Франции в ООН по вопросам здравоохранения.)

Источник - Библиотека Альдебаран
Tags: Фредерик Бегбедер, литература
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment